Найти тему
Просто Училка

Советник по воспитанию в школе: кто это и зачем он нужен? Обсуждаем новую инициативу

Дорогие читатели! Мы с вами часто обсуждаем проблемы современного образования. Тема, как выясняется, волнует не только нас. Представляю статью об одном, на мой взгляд, интересном новшестве.

Одной из наиболее интересных и обсуждаемых инициатив последних лет в сфере школьного образования России является введение новой штатной единицы – советника директора по воспитанию.

Первые десять пилотных регионов с этой должностью появились в марте 2021 года. К началу текущего учебного сезона в проект уже вовлечены 45 регионов страны. Ещё через год такие должности будут во всех российских школах.

Каковы задачи и функции советников?

Чем работа советника отличается от заместителя директора по воспитательной работе?

Какие первые выводы можно сделать из пилотных проектов?

Разбираемся в вопросах вместе с экспертами "Мобильного Электронного Образования".

Задачи и функции советника директора по воспитанию

Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности подростков путем правильного формирования духовных, нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров. Проще говоря, специалист поможет детям заниматься активным досугом, который расширит их культурный диапазон.

Для этого советники будут активно вовлекать школьников во внеурочную жизнь:

походы в кино, театры и музеи или участие в работе юношеских организаций, например, Российского движения школьников. И хотя график специалиста, как правило, с 8 до 14 часов, очень часто советники по воспитанию задерживаются в школах допоздна: например, из-за организации очередного мероприятия.

В тематических интервью со специалистами отдельно подчеркивают, что особое внимание профессионалы уделяют детям с низкой социальной адаптацией. В том числе и тем, кто состоит на учетах в полиции, у наркологов или подвергался задержанию в рамках проведения несанкционированных акций протеста.

Основной упор общения – социальные аспекты и активная внеклассная жизнь школьников. А главная задача – помочь подросткам определиться с выбором своего жизненного пути.

В чём отличие советника от заместителя по воспитательной работе?

По словам чиновников, принимавших непосредственное участие в инициативе, зам по воспитательной работе (далее — ВР) и советник должны быть единым целым, одной командой. Но отличия есть.

Заместитель по воспитательной работе – это в первую очередь управляющий, то есть административное звено. Нередко у таких работников физически не остается достаточно времени для непосредственного контакта с учениками, для доверительных бесед и диалога, в котором дети смогли бы высказать свои мысли, выдвинуть инициативы или даже обратиться с критикой.

Советник – как раз тот специалист, который будет работать «в поле», то есть напрямую контактировать со школьниками. Причем не только коллективом в целом, но и персонально с каждым. Именно поэтому предполагается, что лучше всего с этой должностью смогут справиться молодые дипломированные специалисты, способные говорить со школьниками на максимально доступном для них языке.

Как оплачивается работа советника по воспитанию?

Часть ставки специалисту выделяют из федерального бюджета: молодого сотрудника трудоустраивают в «Росдетцентр» и в школу одновременно. Размер зарплаты и размеры ставок зависят от региона. Например, в Ставропольском крае принято следующее решение по оплате труда советников по воспитанию:

  • Если в школе до 200 обучающихся, то выделяют 0,5 ставки;
  • Если количество учеников варьируется в пределах от 200 до 1500, то выделяют 1 ставку;
  • Если же в образовательном учреждении от 1500 обучающихся, то выделяется две или три ставки советника по воспитанию.

Валерия Егорова, советник по воспитательной работе в республике Чувашия:

«В нашей школе больше 1000 учеников, поэтому есть три советника. Я работаю на 0,5 ставки: половину выделяет «Росдетцентр», другую половину — школа. С нашим заведующим по воспитательной работе у меня отличные отношения: так как проект в регионе стартовал только в сентябре, не все понимают, что именно должен делать специалист и иногда мы помогаем завучу с некоторыми проектами. Думаю, что в ближайшем будущем мы выстроим работу ещё лучше».

После вычета налогов такой специалист на ставке получает 15 000 рублей. Однако есть еще один важный момент, который косвенно можно считать материальной мотивацией – в настоящее время разрабатывается инициатива об условном приравнивании советников к педагогам. Это означает не только включение их деятельности в профессиональный педагогический стаж, но и возможность получать оплачиваемый «учительский» отпуск, в настоящий момент он составляет 56 дней.

Как стать советником по воспитанию в школе?

Претенденты на эту должность участвовали в конкурсном отборе "Навигаторы детства 2.0". Для того, чтобы стать советником по воспитанию, необходимо:

— продемонстрировать опыт вожатской деятельности, работы с детскими объединениями;

— участвовать в проектах РДШ;

— обладать лидерскими и управленческими навыками;

— иметь опыт педагогической деятельности.

После первого отбора на сайте участники проходили тестирование и очное интервью с экспертами — так были отобраны специалисты для 2022/2023 учебного года. Они прошли курсы повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» и очное обучение в ВДЦ «Артек». В этом году планируется открытие новых площадок для очного обучения.

Сейчас многие педагоги получают предложения вступить в должность от школы, но прохождение обучения через платформу «Навигаторы детства» и подача профайла — обязательны.

Опыт школ: что делают советники по воспитанию в первых пробных регионах

За деятельностью советников по воспитанию можно следить в тематической группе "Навигаторы детства", там же рассказывается о планах работы на учебный год:

  1. советники участвуют в обсуждении методического плана на год;
  2. придумывают и реализуют мероприятия — по федеральной, школьной и ученической инициативе;
  3. знакомятся с родителями, детьми, в том числе из группы риска. Участвуют в заседаниях школьного и родительского комитетов;
  4. помогают в создании штаба по воспитательной работе, проводят отбор в медиацентр школы, участвуют в создании контента для сайта и соцсетей учреждения;
  5. планируют совместные мероприятия со школьным активом и другими организациями, общаются с социальными партнерами;
  6. проводят методические консультации для педагогов по проблемам воспитания.

Список задач сформирован исходя из опыта первой волны проекта. Среди объективных результатов работы за 2021-2022 гг. можно отметить, что:

  • увеличилось число школьников (в том числе из группы риска), вовлеченных в проекты молодежных объединений;
  • более 90 тысяч детей приняли участие в федеральных мероприятиях;
  • в образовательных учреждениях развиваются приоритетные направления активного досуга: школьный театр, туристический и спортивный клубы, школьный музей, медиацентры и прочее.

Индивидуальными успехами делятся и ученики школ. Так, например, активист БОУ г. Омска «СОШ №104» Матвей Степанов благодарен советнице Софье Майоровой за социализацию в новой школе:

«В марте 2022 года я пришел учиться в школу №104. У меня никак не получалось привыкнуть к новой обстановке <...> Но в школе я познакомился с Софьей Георгиевной, советником директора по воспитанию <...> Именно она познакомила меня с конкурсом «Большая перемена», научила играть в «Монополию» и проверяла мои знания по географии».

Сами же советники также положительно оценивают индивидуальные успехи детей в школе. Вот как о результатах своей деятельности отзывается советник по воспитанию Олег Герасимов из Тюменской области:

«Для меня количественные показатели всегда были чем-то сомнительным. Поэтому скажу про качественные: <....> достижения складываются из самых маленьких успехов. Например, ребенок принял участие в мероприятии, которое посвящено 8 марта. Так мой ученик впервые выступил в качестве ведущего, и для него это победа. Благодаря маленьким достижениям и складывается это комплексное понимание, что мы идем правильным путем в своей работе».

Мнения: плюсы и минусы нововведения

Несмотря на то, что Министерство образования отрицает наличие идеологической составляющей в работе советников директора по воспитанию, часто можно услышать мнение педагогов о том, что идеология все-так присутствует.

По мнению министра просвещения Кравцова, положительный результат от должности — в активном времяпрепровождении учеников. «Задача советников — заниматься внеучебной деятельностью, организовывать досуговую деятельность детей (...), отвлекая их от улицы, интернета», — сказал министр.

«Советник по воспитательной работе может стать большой поддержкой для заведующих в школах. Эти сотрудники отлично ладят с детьми, имеют большой опыт организации мероприятий и могут замотивировать детей к участию в конкурсах и федеральных проектах. Главное — наладить контакт внутри учительского коллектива и поддерживать на стартовом этапе молодого коллегу».

Завершая, стоит отметить, что для полноценного анализа и объективных выводов прошло ещё очень мало времени. И количество регионов на первом этапе пилотного проекта также было невелико. Однако уже в текущем учебном году, когда количество участвующих регионов выросло в разы, оценить пользу и эффективность нововведения в целом и каждого советника в отдельности будет проще.

***

Что думаете, друзья? Так и знала, что рано или поздно наше с вами обсуждение школьных проблем будет замечено. Я надеялась!!!
Приходите в комментарии, обсудим👍
Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com