Досточтимые дзеняне и дзенянки! Надеюсь не забросаете Звенимира тухлыми помидорами за это интервью. "Изба-Читальня" - это большой литпортал на просторах рунета, где сильно культивировался русский дух. Ровно 10 лет Звенимир был народным редактором портала, судил там конкурсы, вытаскивал застенчивых самородков из амбаров на свет божий. В общем дел там хватало. Правда в этом году мантию редактора пришлось с себя снять. В "Избушке" задули иные ветра...
Дзен - неавторская площадка. Здесь публика приходит за материалами. В "Избушке" же всё плясало именно от личности автора. А от личности всё шло к творчеству автора. На Дзене не принято дружить. Тут все зарабатывают деньги, флудят и отрывают душу на злобных комментах, поэтому тут не до душевности. В "Избе-Читальне" всё по-иному. Это большой плацдарм для со-творчества и поддержки.
_________________________________________________
Уважаемые друзья, коллеги, читатели «Избы-Читальни»!
Сегодня я пригласила в виртуальную гостиную «Избы-Читальни» музыканта, сказителя, поэта и публициста Владимира Селицкого.
Людмила Зубарева:
Уважаемый Владимир Вадимович! Вы позволите мне обращаться к Вам по имени, как в нашей обычной переписке?
Владимир Селицкий:
Конечно, можно. Я вообще не человек отчества. И к тому же оно у меня такое несочетаемое с именем, что язык сломать можно. Когда я давно работал с детьми в Доме пионеров, то меня или Вадим Вадимыч называли или Владимир Владимирович. А Владимир Вадимович - это почти как тест на трезвость. Как пьяному мужу пройти по краю ковра. Не всякий скажет ровно и быстро.
Так же я не человек пиджака и галстука. Почти никогда не носил костюм, а галстук только в 9-10 классе одевал по приказу директора школы. И больше ни-ни…
Людмила Зубарева:
Готовясь к интервью с Вами, Владимир, я прикидывала, с вопроса на какую тему начать нашу беседу: с разговора о поэзии или о музыке, о Ваших эссе и очерках, или же о Вашей родословной…
И тут я натыкаюсь на ТАКОЕ, чего совершенно не ожидала от Вас, человека глубоко двадцатого века: В АВГУСТЕ 2021 ГОДА Вы посещали Перевал Дятлова!
«Перевал Дятлова. Горячий август 2021-го»
https://www.chitalnya.ru/work/3148673/
Сразу же возникает масса вопросов: Как? Зачем? Почему? И подробности, пожалуйста, подробности!
Владимир Селицкий:
О перевале и группе Дятлова я написал много материалов. Причём занимался этой проблемой, когда ещё не было большого шуму вокруг этой истории. Ну, и наверно, сам Бог велел там побывать, и всё посмотреть своими глазами. Ну и была ситуация, когда я почувствовал, что нужен там. Почуял незримое приглашение и отозвался. Последнее малообъяснимо. Местные духи, природа и погода подфартили, поэтому всё прошло замечательно. А подробности – читайте в моём отчёте о поездке на Урал.
Людмила Зубарева:
Владимир, чтобы читателям стали понятны истоки Вашего творчества, расскажите о начале своего становления. Поясните, что означают фразы: «В 27 лет кончилась трудовая книжка, выдержавшая 32 записи...», «Мои университеты никому не пожелаю...».
Владимир Селицкий:
Судьба моя сложилась таким образом, что мне пришлось выпасть из активной социальной жизни страны. Это произошло после неудачного захода в армию. Меня наградили такой статьёй, что пришлось хлебнуть лиха. Я оказался между Сциллой и Харибдой. С одной стороны - я должен был трудиться согласно закону, а с другой стороны ограничения приёма меня на работу были настолько узкие, что все кадровики просто шарахались от меня как от прокажённого. Вот в таком отношении я существовал долгое время своей советской действительности. Но и куда я с великими трудами устраивался на работу, а это были как правило низкопробные профессии и места труда, я не мог удержаться, потому что как правило от меня старались поскорее избавиться. Профессии были простые – сторож, дворник, рабочий в ЖЭКе, гардеробщик, стеклопротирщик и т.п. Правда были и такие должности как инструктор противопожарной профилактики завода. Правда тут не подфартило, и при мне сгорел цех до тла. Я был уволен. С трудами устроился настройщиком пианино и роялей, но не потянул это благородное дело, так как был не смышлён в плане самоорганизации индивидуального труда и подбора собственной клиентуры. Не хватило досужих качеств. Надо было или родиться евреем или быть коммерсантом. Но я не был - ни тем, ни другим. Вот так моя трудовая книжка в 27 лет и закончилась.
Ну, а мои университеты - действительно и врагу не пожелаю. Там было много тяжёлого и драматичного в период с 1981 по 1991 годы. Десятилетие было на разрыв души. Карма не тётка – пирогами не накормит. Это лучше было бы потом описать в мемуарах. Получился бы захватывающий, фантастически-детективный роман. Скажу кратко, что и бродяжничал, и сильно пил, и употреблял всякую дурь. Оказывался и в дурке, и на «спецу» (Это закрытое тюремно-лечебное заведение для асоциальных элементов), и в КПЗ. Чудом не попал на зону. Истории были малоприятные. При этом интеллектуально рос и самообразовывался.
Кстати, всё это весёленькое время активно писал стихотворения. Очень плодовито было это десятилетие на творчество. Но почти всё было потеряно из того времени. Осталась только небольшая часть.
Особенно было обидно, что не получил никакого образования. Ибо полностью была закрыта дорога в какие-либо учебные заведения. И все мои попытки пробить театральные ВУЗы и Гнесинку окончились ничем. В Гнесинку на эстрадное отделение, собирался поступать на контрабас и бас-гитару, занимался с педагогом. И играл в народном театре-студии на Бол. Каретном. Был весьма недурён собой, и вполне бы мог пройти в артисты. Но не судьба.
Когда с меня сняли статью после падения советской власти, мне было 28 лет и уже голова была забита другим и не было особого желания никуда поступать. Хотя всё же была робкая попытка поступления на истфак МГУ, и ещё неудачная попытка поступления на режиссёрский факультет ВГИКа.
Людмила Зубарева:
Мне пришлись очень по душе слова журналистки из очерка «"Умом Россию не понять...". Песнесказы в гостях у ветеранов сцены»:
https://www.chitalnya.ru/work/2605484/
«Вот и Селицкий, … подружившись с философией, фольклором, религией, покрутившись вместе с бардами и рок-музыкантами, вкусивший джаза и заразившийся музыкальным андеграундом, ищет свои ключики к пониманию мироздания и природы человеческой. Он сочиняет свои, особенные «песнесказы». Язык Селицкого-поэта не всегда и не всем понятен. А тем, кто идёт навстречу «иному, непривычному», открывается дивная красота песнесказов Владимира Селицкого, их пронзительная грусть, весёлая насмешливая улыбка мудреца. И, право же, легко и интересно жить, ощущая себя частью очеловеченной природы!». Боюсь, что увлеклась большой цитатой, поэтому прошу Вас, Владимир, рассказать самому о Вашем мире песнесказов.
Владимир Селицкий:
Всё началось ещё в мои молодецкие годы. Ключики от потаённой двери я подобрал ещё тогда. Русская тема зашла в меня глубоко. Робкие потуги нащупать этот ключ в руках я осуществлял еще в 1985 году. Но с 1988 по 1991 году уже стало кое-что интересненькое получаться.
Я писал по-хлебниковски многие вещи, не зная Хлебникова. Когда в 1988 году мне подарили его томище «Творения», я был расстроен.
Многое у нас с ним перекликалось. Велимирушка был близок своим мироощущением. Качнул в эту сторону и Саша Башлачёв. В принципе мы пьём из одной небесной реки.
Потом я 20 лет ничего не писал. И в этом была своя правда. Видно, что аккумулировал силы на будущее. В итоге вот реинкарнировался как поэт ещё при этой жизни. А потом ещё пробило и на песни.
Понятие «Песнесказы» я придумал совсем недавно. Когда Галя Агапова, верно запела мои стихи. Я понял, то что она делает есть нечто среднее между песней и сказом. До этого неплохо оживляла мои строчки Светлана Михайловна Страусова. Ну и потом я сам запеснесказительствовал.
А вообще странно получилось, что я много занимался музыкой в своё время и отдельно от этого писал стихи. И почему-то они у меня встретились только через тридцать лет. Писать песни на свои стихи в 80-е годы не хотелось. Это шло раздельно. Вообще я какой-то поздний гриб-опёнок. Запряг бы по-серьёзному своих творческих коней раньше – сейчас бы уже поди почивал на лаврах. А может уже и почивал бы в лучшем из миров. Ибо я и вышел тогда из реки творчества чтобы жить. Бросил пить, бросил писать. Как Рембо, сел в лодочку и уплыл в свою прозаическую Эфиопию.
Зато выжил, окреп. На печи отлежался как Илюша Муромец, и как петухи новой жизни пропели песню о миссии - вернулся. Многие мои ровесники уже итоги подвели и давно не на Земле, а я всё подающий надежды автор, потихоньку рулю своей плоскодонкой. Значит так было космически верно определено.
Что касается музыки, то получилось, что я прошёл через все музыкальные слои. Запрягал я с бардами в КСП. Это ещё до исторического материализма было, в античные времена. С 14 до 19 лет, мотался по всяким слётам и фестивалям. Застал ещё живого Визбора и то время, когда эта явление было органично. Потом крутился в джазовых тусовках. Плюс моя первая жена была эстрадная певица. И там спиной отирался. Потом был период рок-андеграунда и работа в ДК МЭИ, где перевыступал весь цвет русского рока. А потом были долгие годы работы осветителем в филармонии при зале Чайковского, где наслушался классической музыки на несколько жизней вперёд.
Вот штангу поэтической миссии, возложенную на грудь судьбой, я в 80-е годы не поднял. Назначенный вес отложил на приличный срок. Лишь годы спустя пришлось поднимать эту штангу уже 2010-е.
Мои стихотворения пишутся очень непросто. Как уголь вагонетками таскаю. Стою за своим станочком, весь в стружке, а выходит маленькая деталька при огромном количестве отходов. Иногда такой идёт информационный поток, что кажется, сейчас умру. Ну в принципе и умираю. Но воскресаю… Иногда после написанного, падаю без чувств на диван, и есть ощущение что потерял в весе 2-3 кило. Но это только начало. Потом ещё доводка, отделка. На токарном, на шлифовальном станочке и ещё шкурочкой по бокам… Моя Муза Ивановна сурова ко мне.
А как там всякие господа-поэты на чистых хлебах, да всяко разных озарениях живут – я не знаю. Каторга в общем. От того и пишу мало. И чем дальше – тем меньше… Если вообще остановлюсь, то страдать не буду. Я антиграфоман.
Людмила Зубарева:
Какие стихи и песни можно назвать произведениями Звенимира Запечного?
Владимир Селицкий:
Всё что за печью родилось – что колокольничает звеняще, евоного запечья царство и есть. Есть у Звенимира за печью место как у премудрого сверчка. Просто надо было как-то обозначиться в поэтическом гнезде Избушки. Гвоздимир Лячоба, Неизгладимир Изпамятович, Валдымар Звездец канули в Лету. И вот специально для Избушки родился Звенимир. Где изба - там и печь. А за печью знамо кто живёт - музыкально-сверчковые.
Было дело, что уже и в миру стали кликать Звенимиром. Тут я ощупался и понял, что пора переходить к своей девичьей фамилии.
Хотя вот на Яндекс-Дзене опять стал Звенимиром. Я так назвал канал. Который теперь и кормилец и поилец моей семьи. Правда сил много отбирает. Это ж можно офонареть, за 2 с лишним года я написал 370 статей о всяком разном. Пол «Войны и мир» точно уж есть. Правда я к сей нетленке отношусь довольно несерьёзно, и даже не сохраняю ничего. Некогда. Утром встал – и пока домашние храпят, я уже статеечку и накатал. О каком-нибудь выдающемся человеке. Или пуще и занозистей - о красивой женщине-актрисе.
Стараюсь и там поддерживать марку. И конечно понимаю, что я публицист-неумеха. Но стараюсь сеять добро в сих статьях. И меня не шибко тролли кусают. А кто пришёл покусать, так я ему руку подставляю – на кусай. Ну пожуёт и уходит. У меня там уже целая империя посетителей и подписантов. Некоторые статьи по 7-9 млн. показов имеют. Так что дзенотворствую.
https://zen.yandex.ru/id/5d0ca72e25d6b400af566728
Людмила Зубарева:
Поговорим о «Скоморошьих песнесказах» https://www.chitalnya.ru/work/2385190/
чтобы плавно перейти к вопросу о фундаментальном, более похожем на докторскую диссертацию, эссе «Время скоморохов пришло»
https://www.chitalnya.ru/work/2890127/
Я читала его и поражалась глубине анализа «скоморошьей» жизни в разные эпохи. Не могу не процитировать Ваши слова: «Проявляется удивительная историческая нить, как скоморошество посредством определенных мутаций перешло сначала в мир торговых людей, а потом стало существовать в тюремной-воровской среде». Артисты, юродивые, торговцы, лихие люди - всем им присуще стремление к воле, к свободе от локальных и общегосударственных ограничений.
Как возникла идея такого труда?
Владимир Селицкий:
Идея эта принадлежала моему питерскому другу, издателю, поэту и публицисту Володе Хохлеву. Он издает в Петербурге серьёзный литературный журнал «Невечерний свет». И данная работа была мне заказана для журнала. Я с радостью углубился в написание сего труда. Тем более что многие мысли уже в голове сложились, и рвались наружу.
Параллельным курсом я писал предисловие к череповецкому изданию сборника поэзии Саши Башлачёва. И многое перекочевывало с одной работы в другую. Было начало пандемии, я заперся у себя в имении, и писал на природе в полном одиночестве.
Скоморошество это и моя тема. Наверно я продолжатель этой традиции. Только я не ряженный, и не деградант Петрушка-веселушка. Я скоморох-философ, что отбойным молотком прорубают дорогу в будущее.
Кстати, мы в Питере провели уже четыре фестиваля "Скоморошник", где старались объединить людей наиболее подходящих духу идеи скоморошества. Не всё получалось как мы, идейные вдохновители, хотели. Но задел мы сделали.
Людмила Зубарева:
Мы с Вами как-то говорили о распространенности фамилии Селицкий в Беларуси. «О роде Селицких из Жлобина (Глава 1)»
https://www.chitalnya.ru/work/977121/
Расскажите подробней о Ваших корнях.
Владимир Селицкий:
Селицких в Белоруссии как грязи. А вот В Москве не так часто я встречаю свою фамилию. Корни у меня славянские. Причём я смог собрать богатый славянский урожай. По папе белорусско-польские корни, по маме украинско-русские. Ну и похоже цыганщина затесалась. Но это отдельная история. Я это подробно описываю в «Легенде рода Селицких». Мои бабушка и дедушка по папиной линии оба из Белоруссии. Дед из Жлобина, а бабушка из Слуцка. Познакомились в Москве, когда оба учились в 20-е годы в тимирязевской академии. Но они жили не очень ладно. Дед всё время проводил в ответственных командировках, потом стал большим начальником. 10 лет был директором «Каспрыбы» и жил в Астрахани в двухэтажном особняке. Там он и умер, ещё до моего рождения. Интересно, что его похоронили на центральном кладбище рядом с могилой деда Ленина. И я всегда всем гордился, что деды двух Володюшек похоронены рядом.
Бабушка моя была из знатного польского рода Антошевских. После развода с дедом в 1947 году, она хотела отца переписать на свою фамилию. Но отец отказался. Уж больно сильно война Селицких покосила, и носителем фамилии оставался только мой отец. Бабушка долго агрономила в Подмосковье, а потом преподавала в ВПШ, и уже ближе к пенсии возглавляла на ВДНХ павильон «Эстонская ССР». Она до последних дней ходила в пенсне и была классической интеллигенткой. И не смотря на то что она была убеждённым коммунистом и полькой, она первая пробудила во мне интерес к русским народным сказкам и к русской культуре. Из Теклы Теодоровны, она сделалась Фёклой Фёдоровной, хотя все близкие её звали просто Фелей. Когда московская бабушка умерла, меня отправили на полтора года в ссылку в Харьков к другим бабушке и дедушке.
Волею судеб я и родился в этом "городе на скрещенье всех дорог". Моя мама была харьковчанка. И когда приходилось ей рожать детей, она всегда сбегала из Москвы, говоря, что не может размножаться в неволе. Это ещё было связано с тем, что отец всё время пропадал на космодромах. В Капъяре и на Байконуре.
Моя другая бабушка, Марья Фёдоровна была невероятного темперамента и предприимчивости женщина. Ей бы родиться в другое время она бы стала миллионером. Но и живя в Харькове в советское время, в центре города в частном доме, она умудрялась всё время организовывать какие-то подпольные мастерские. По сути она была цеховиком. То у неё девушки вяжут авоськи, то делают ещё какие-то изделия, которые она умудрялась как-то сплавлять в розничную торговлю.
В принципе сие неудивительно, ибо её отец, мой прадед был фабрикантом. И у него была своя фабричка в городе. Он занимался металлом, медью и жестяными изделиями. В частности делал оклады для икон. И вот чтоб лучше узнать это дело, поехал он на практику во владимирскую область, в город мастеров и иконописцев Мстёру. И там увидел девушку Евдокию Подкидышеву (мою прабабушку) – писанную красавицу, на которой должен был жениться первый мстёрский богач-миллионер купец Крестьянинов, основатель местного меднопрокатного завода. Но мой прадед фактически выкрал свою возлюбленную, и увёз к себе в Харьков. За ними была погоня на тройках. Долго гнались дворовые люди Крестьянинова, но не догнали.
Людмила Зубарева:
Мне особенно симпатичен Ваш «гумноноид» Алешенька. С чем связано его появление в Вашем творчестве? «Гумноноид Алёшенька» (сл. и м. В. Селицкий) https://www.chitalnya.ru/work/2361661/
Владимир Селицкий:
Да, ни с чем… Просто родилось стихотворение. У меня вообще в творчестве мало что и с чем связано в плане каких-то особых переживаний и состояний. Можно не слезая со стула побывать где угодно. На любую планету слетать и в любую страну. Но в этом стихотворении есть экшн. И оно нравится. Обычно у меня как камни с неба сыплются строчки, а здесь для читателя есть некая динамическая картинка. Народ сейчас излишне избалован сюжетностью. Приучили. У меня 4 года назад отбирали песни для местного телеканала, и отобрали именно те где был экшн. Хотя у меня подобной повествовательности очень мало.
Вот совсем недавно побывал в тех краях. Заехал в городок Касли, что в Челябинской области. Там до Кыштыма рукой подать. Легенда жива. Хотя свидетелей её уж никто и не найдёт.
Людмила Зубарева:
Народное наследие, которое не должно уходить в Лету – это и музыка советского периода. Мне очень близки Ваши статьи о певцах 60-х -70-х, времени моего детства и молодости: «Голос сердца (к 75-летию со дня рождения В. Ободзинского) https://www.chitalnya.ru/work/1888127/
Группа "Норок", ансамбль «Орэра», квартет «Аккорд» и многие другие. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности.
Владимир Селицкий:
Тут тоже всё просто. Делал аудиоархив для своей БДН. И выкладывать треки без описания - показалось скучным и пустоватым. Стал писать сам. Сама по себе была сложна работа по собиранию материала, и его систематизации. Кое-что подулучшал в плане звука. Ну и препровождал страницу вверительной статейкой.
Со временем получилось, что стал экспертом по музыке 60-80-х годов. От эстрады перешёл к русскому року. Выложил в Избушке. А потом стал эти вводные статейки выгружать на Дзене. И они пошли. Дали мне разгончик.
Людмила Зубарева:
Владимир, Вы не только поэт и музыкант, исполняющий свои произведения. Вы активно сотрудничаете с другими авторами «Избы-Читальни». А также, как исполнитель, открыты песням «всего Земного шара». С интересом увидела, что 14231 просмотр был у исполненной Вами песни «Непослушная мама» (С. Никитин – А.Милн в переводе С. Маршака)
https://www.chitalnya.ru/work/651720/
Ваши любимые авторы и соавторы?
Владимир Селицкий:
Ну, Вы и откопали… Просто спел песенку детства. Ни с Милном, ни с Маршаком не сотрудничал… Изба-Читальня или Изба-Творильня – сам по себе мощный полигон для творчества. Люди ходят от избы к избе с кружкой самогона или клюквенного морса. Везде самоварчик дымит, да везде тебе рады. Один стихи пишет, другой их глядь – уже поёт, третий - мелодекламирует, четвёртый вместо коробок с патронами аранжировку тащит, пятый вместо ящика гранат уже какой-то добрый клип городит. Люди здесь в творческом взаимодействии творят действительность… И часто не спрашивая разрешения, вступают в творческое соитие, нетленку авторскую дальше по течению пускают. Всё запросто. Мне такой стиль по душе. Не надо его бояться.
Вообще Изба-Читальня - это главное пространство где варится моё творчество. Здесь я сдаю в печать свои вирши и сказы. Возможно это единственное пространство, где я могу существовать. Островок русской культуры… Меня тут нашли как гриб подберёзовик, и я здесь прозвучал. Со временем попал в редакторы. Уже 9 лет в редакторах. Правда последнее время в связи с тем, что утонул в публицистике, стал появляться редко. Каюсь. Прости меня, моё избяное логово. Я всё же иногда захожу в своё жилище, чтоб берестой и рукописями печку протопить. Чтоб не застыл русский дух и стенки плесенью не покрылись…
Людмила Зубарева:
Диана Анкудинова. Имя этой молодой певицы я узнала из Ваших очерков.
«Народная певица России Диана Анкудинова»
https://www.chitalnya.ru/work/2722749/
Как сложно молодежи пробиваться к успеху? Не могли бы Вы рассказать о ней подробней?
Владимир Селицкий:
Она нереально талантлива. Она – феномен. И я понял это сразу. Три года её поддерживаю. Один из первых стал о ней писать. В итоге уже 15 статеек накатал. Пообщался с ней. Стояли мы как два шамана в чистом поле и молча вглядывались друг в друга. Узнавали и вспоминали свои прошлые жизненные встречи, ощупывались… Главная задача сохранить это явленное чудо для России. Диана такой товар, что заморские купцы сразу вывезут это чудо в свои теплицы и оранжереи. Станут мёдом поить и сладко стелить. А у нее есть миссия, и эта миссия связана с Россией. Всё что я пишу о ней это поддержка явленного самородка и оно имеет цель сохранения её для исполнения её жизненных задач именно на родине.
Людмила Зубарева:
Из визитки на Вашей странице очень интригует: «Заслужил премию гастаров и их братьев байтеров...» Кто это? Что это? В интернете очень противоречивые объяснения этим названиям.
Владимир Селицкий:
Никто и ничто. Просто шутка-нанайка. У меня, дубка стоеросового никаких званий не было, вот и придумал себе премию в графе «заслуги и премии». Правда не так давно в Питере мне вручили медаль за литературные достижения. Невероятно красивый орденок с масонской символикой. Так что я теперь орденоносец. Ура!
Людмила Зубарева:
Почти два года назад мы с Вами обсуждали планируемый Вами приезд к нам в Минск с концертом. Но помешала эпидемия. На днях Вы обмолвились, что появилось много работы. Это концерты? Выездные? Расскажите о географии Ваших поездок, в том числе и прошлых. Какая она - Ваша публика?
Владимир Селицкий:
У меня не одна, а даже две поездки в Минск обломались. Первая была намечена на 25-27 марта прошлого года. И тут карантин грянул… А ещё я собирался летом прошлого года приехать. Уже билеты заказывал, и тут пошли августовские события… Не пускает меня родина предков. Но я не теряю надежды.
А география поездок уже намолотилась приличная. Я планомерно объехал русский север, опускаясь всё ниже и ниже. От Салехарда до Краснодара. В некоторых местах был уже по нескольку раз. В любимой Костроме уже 4 раза был, в Борисоглебске, Брянске, Ярославле, Сыктывкаре по 2 раза. А также поколесил по архангелогородчине, Коми, Ямалу, был в Курске, Орле, Воронеже, Тамбове, Вологде, Череповце, Алма-Ате и других городах. Этим летом проехался по Уралу.
А в Питер вообще как на работу езжу. В год до 4 раз случается бывать. В Питере меня любят и у меня там самая мощная аудитория. Питер очень открыт для всего нового. Москва куда консервативней и здесь у меня и есть проблемы с выступлениями. В Москве не очень хотят слышать и понимать другого. А я ещё помимо того, что другой, ещё и чужой. Здесь все сами с усами. Поэтому еду туда где меня способны услышать. Ну, и потихоньку воспитываю родной город. Приручаю.
А публика у меня очень разная. Очень много студентам пою. Они – будущее России. Старичков много приходит. И детей тащат малых.
В Питере выступал перед студентами РГИСИ на Моховой. Вот было сильное выступление. И народу много было. После, мне декан кукольного отделения, Николай Наумов, предложил преподавать русскую речь в ВУЗе. Жаловался, что студенты оторвались от корней русского языка. Ну, побазлали и забыли. В сердцах было много сказано, и я много всяких заманчивых предложений получал, и много чего предлагали интересного. Только потом всё зарастало ряской повседневности. Ну и я, Емеля-дурак, не умею пользоваться ситуацией. Сейчас исполнитель должен быть менеджер самому себе. А я плохой менеджер.
Ну помимо РГИСИ, я ещё в Питере выступал в других ВУЗах. А также пел в Сыктывкаре в университете, в Краснодаре пел студентам музучилища, в Борисоглебске – биологам, в Тамбове – студентам-искусствоведам. Старался донести до молодёжи не только песни и сказы, но ещё и важные мысли о России.
Сыктывкар. Университет СГУ.
Моя деятельность – она не только певческая, она просветительская. Поэтому очень важен разговор с людьми. У меня Эго маленькое. Я не самовыражаюсь в творчестве, а стою как бы над своим творчеством. У меня своя миссия. И она культурологическая…. В Москве это мало кто понимает, ибо тут все сплошь самовыражаются. Расталкивают локтями конкурентов у микрофонов, втаптывают в грязь, плетут интриги. Мне куда легче, ибо у меня нет конкурентов в том, что я делаю. Я сам по себе двигаю свою миссию. Но поскольку чужак, то поэтому Московее не особо и нужен… Хотя кое какие островки будущей культуры мы и в Москве завели. Собесы и библиотеки Москвы я посетил с песнями не мало. А дальше идут клубы и кафе, где жрачка, пиво, и звон бокалов, и к тебе все в пол-оборота сидят за столиками. Приходилось часто и в такой обстановке выступать. Но очень тяжело. Мистерия в таких местах не творится. Музы блекнут и в окна выпрыгивают.
Людмила Зубарева:
Владимир, как редактор сайта «Изба-Читальня», расскажите об одном из авторов, кого Вы анонсировали ред.анонсом в последнее время? Чем Вам понравилось это произведение?
Владимир Селицкий:
Ох, грешен. Давно никого не потчивал анонсом. Меня уже пора гнать из редакторов. Или отправлять на редакторскую пенсию… Но в своё время очень много делал в этом направлении. Много вычитывал поэтов и песни слушал. Но, часто так бывало, что и втык получал от авторов за анонсы. У всех отношение к этому разное. Одни мечтают о славе, другие хотят существовать незаметней.
Ну мои избяные пристрастия - это мои старые друзья: Флярик, Саша Чжоу, Толя Болгов, Светлана Страусова, Сергей Никифоров, Фазаныч, Терри и мн. другие. Особую любовь питаю к творчеству Володи Квашнина, Гали Филипповой, нашей простолюдинки, ясно дело – Гали Агаповой. Котофеюшка, Ира Лазаренко мне прям сестра названная.
Но ещё больше я люблю людей. Куда больше их талантов. Поэтому в Избушке очень не хватает Магды, очень близкой мне души. Вики Бурцевой не хватает… А вообще Избушка полна тёплых людей, их имён для меня так много, что если стану всех перечислять, то солнце сядет за горизонт не умывшись. Так что простите, мои дорогие, кого не упомянул.
Людмила Зубарева:
Ваша песня «До смертинки три пердинки»
https://www.chitalnya.ru/work/1685677/
помимо всего прочего (Распутинским старухам из Матёры посвящается ), навевает своим образным названием мысль о подведении каких-то итогов. А какие у Вас творческие планы на будущее?
Владимир Селицкий:
Рано подводить итоги… Этот стих - моральная фантазия, рождённая в соавторстве с моей северной Музой Ивановной. И лишь потом я понял, что это посвящения распутинским старухам. Я очень люблю это произведение и вообще Распутиных. И Григория и Валентина.
Планы на будущее всё те же. Идти дорогой Орфея со своей скоморошьей котомкой. Пока нужен – буду трясти своей стихотворной наволочкой и высекать из себя пламя.
Людмила Зубарева:
Вы - автор - создатель, администратор сайта "Библиотека духовной науки", расскажите немного об этой Вашей деятельности.
Владимир Селицкий:
Это связано с моей другой, неафиширующейся в Избушке жизнью. БДН ("Библиотека духовной науки") очень популярный ресурс в среде антропософской братии. Я тяну этот крест на своих плечах уже 15 лет. Во многом БДН сделал мне имя. Так что я и тут просветительствую. Антропософия это жизнесостовляющая и самая важная часть моей индивидуальности. Я принимаю участие в антропософском движении. Участвую в групповой работе, иногда читаю лекции. В том числе и по астрологии, в коей тоже кумекаю. В человеке много всего разного умещается. И меня многие знают абсолютно с разных точек зрения.
Кстати, во многом, благодаря нашей долгоиграющей антропософской группе и появилась сама библиотека, и появился я – как автор. Ибо мы 15 лет медленно двигались по канве русской истории, и проникались изучениями пути Души русского народа. И вот потом это стало вылезать в виде моих катящихся словесных камней, мыслеобразов и эпичности в поэзии. Приручил я свою Музу Ивановну. Высидел судьбу на камне у росстани. Хотя последнее время не радую её. Ибо очень мало пишу стихов. Уж она меня и батогами пинает и по кумполу кистенём стучит...
Людмила Зубарева:
Владимир, о чем бы Вы еще хотели рассказать обитателям «Избы-Читальни»? И чего пожелать нашим читателям?
Владимир Селицкий:
Да уж пора мне и честь знать. А то намолол языком ужо сто коробов словотворствий. Не разгребёшь.
А в Избушке такая атмосфера, что и чаю нальют, и кровом обеспечат, и особо никто не будет задирать. Это пространство часть России. Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет. Тут людям тепло. Отсюда и не любят Избу-Читальню многозначительные интеллектуалы, и всякие побочные гении из других литературных миров. Пусть это пространство живёт и процветает.
Мира вам всем дорогие избяне и избянки! Здоровья, сил и завысоких творческих полётов над берегами повседневности!
Людмила Зубарева:
Большое спасибо Вам, Владимир, за столь подробное интервью. А всем читателям «Избы-Читальни» предлагаю посетить страницу нашего автора: https://www.chitalnya.ru/users/wws2102/