Найти в Дзене

Особняк Румянцева: с лица - дворец, со спины - коммунальная квартира.

Оглавление

Удивительной силы метаморфозы постигли дворец Румянцева: из дворца - в музей, из музея - в доходный дом, потом - во дворец для царской семьи, внезапно - в коммунальные квартиры. И последнее - снова в музей! Подробнее в статье.

"Отъ государственного канцлера графа Румянцова на благое просвещение"

Дворец Румянцева  на Английской набережной, 44
Дворец Румянцева на Английской набережной, 44

Такой след на фасаде здания оставил после себя самый известный его владелец - Николай Петрович Румянцев. Ничего необычного, просто министр иностранных дел Российской Империи был страстным коллекционером и завещал все свои сокровища "на благое просвещение". Коллекции были не художественные, а на тему географии: карты мира, минералы, огромная библиотека на многих языках.

До Румянцева зданием владели князья Голицины, потом в тренде времени здесь жили английские экспаты, а в 1802 году скромное здание купил Николай Петрович Румянцев. Для потребностей его коллекции были переделаны интерьеры, и в конце концов получилось так, что фасад здания диссонировал с его богатейшим наполнением.

Для создания подобающего облика зданию в 1824 году был нанят архитектор Василий Глинка, которому удалось без глобальных перестроек создать "парадный дворец, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император". Именно тогда появился массивный, сильно выдающийся 12 колонный портик, а сразу после реализации этого решения Василий Глинка получил звание академика Академии Художеств.

Этот дерзкий проект мы можем оценить и сейчас, внешний фасад дворец сохранил, а вот внутренние интерьеры менялись в угоду следующим хозяевам.

В 1826 году Н. П. Румянцев скончался, оставив поручение предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём коллекциями под музей. Так жилой дворец превратился в первый в Российской Империи музей на основе частной коллекции и был назван по велению Императора Александра I "Румянцевским".

Музей находился в здании до 1862 года, в тот год коллекция была перевезена в Москву.

Круг метаморфоз

В 1862 году дом приобретает журналист и писатель В.И. Старчевский. С того момента дом претерпевает новую метаморфозу: его перестраивают под доходный дом. Из видимых нам изменений: появляется третий этаж.

Уже в 1868 Старчевский дом продает и до 1882 года дом меняет четырех хозяев, когда, наконец, хозяйкой особняка становится Зинаида Дмитриевна Богарне, супруга Его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского, представителя величайшей династии Российской Империи.

В угоду новой хозяйки дворец снова возвращает себе свое высокое звание: под эти запросы перестраиваются внутренние интерьеры дворца в модном того времени стиле историзм. Именно их мы можем наблюдать в музее сейчас.

Родственники царской фамилии жили в этом доме до 1916 года, после здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городской управой был утверждён проект капитальной перестройки, но проект не осуществили по понятным причинам.

В 1918—1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так стала называться Английская набережная) пустовали, а в дворовых флигелях с улицы Красной (Галерной), где раньше жила прислуга организовали...коммунальные квартиры!

С 1938 года и до наших дней в основном здании размещается музей истории и развития Ленинграда (сейчас - Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Жильцы квартир при этом продолжали проживать во флигелях и были расселены лишь в начале 1990-х годов.

В память об этой части жизни дворца в одной из бывших коммунальных квартир организована экспозиция Коммунальный рай, или Близкие поневоле.

Как это - жить во дворце в коммуналке? Нормально вообще?

Дворец или не дворец в конце концов?

В настоящее время «Особняк Румянцева» — филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. За весь период своего существования в особняке музей проводит чёткую, последовательную линию, направленную на возвращение зданию его исторического облика.

Восстанавливаются интерьеры, фасад отреставрирован в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При проектировании экспозиции было предусмотрено сохранение архитектурно-художественного убранства и объёмов части залов особняка.

Поэтому, да, дворец есть дворец, спасибо музею за это!

Если бы стены умели говорить, чтобы они сказали?

Сейчас дворец может удовлетворить интересы многих:

Для любителей интерьеров восстановлены богатые парадные залы, мужские покои и часть женских. С 1880х сохранились кожаные обои мужских залов, дубовая лестница, а в одном из залов сохранилось самое большое в Петербурге того времени единое зеркало размером со стену бального зала -18 квадратных метров!

С этим зеркалом связана одна история, которую поведала мне смотрительница. До 90х годов все стены дворца были закрыты фальшстенами (так решено было сделать в 50е-60е годы из-за отсутствия финансирования и для консервации), а в конце 1990х интерьеры решено было восстановить, стены вскрыли и обнаружили это уникальное зеркало! Столько всего оно пережило: революцию, блокаду Ленинграда...но тут же нашёлся "покупатель" такого уникального предмета интерьера. И дело уже было за малым, когда стало понятно, что вывезти это зеркало возможно только если разобрать стену, выходящую на набережную...В общем, лихие 90е годы зеркало тоже пережило.

То самое зеркало размером с торцевую стену парадной гостиной.
То самое зеркало размером с торцевую стену парадной гостиной.

Надо добавить, что всего восстановлено наверное, 30-40% интерьеров, остальные так и стоят в фальшстенах, в них размещены экспозиции, которые понравятся любителям истории: История особняка Румянцева и его владельцев, НЭП. Образ города и человека, От будней к праздникам. Этюды из 1930-х гг., Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Про коммунальную квартиру я говорила ранее. Экспозиции все насыщенные , а некоторые даже интерактивные.

Я была во дворце в воскресенье утром и отметила большое оживление. В музее проходило много мероприятий: в дубовом кабинете начинался камерный концерт "Времена года", в информационно-выставочном центре имени Д.С. Лихачева проходила биеннале книжной графики и иллюстрации. Судя по расписанию мероприятий во дворце бывает очень познавательно!

Вообще, музей показался мне очень дружелюбным! И дело не только в том, что дворец этот не исхожен туристами, как Зимний, например, но и в духе самого здания. Мне показалось, здесь всегда было очень тепло во всех смыслах этого слова.

Хоть это был первый дворец из марафона #незиминийдворец он не вышел комом, а наоборот! Про марафон закреплённая запись здесь.

Приглашаю изучать Петербург вместе,

Анастасия Боброва - ваш гид в Петербурге.

Ваш гид в Санкт-Петербурге - Анастасия Боброва

#дворец #музей #санктпетербург #санкт-петебург #экскурсия #гидвпетербурге #кудапойтиспб #kudagospb #лучшийгород