Найти в Дзене
РИА Новости

Не мое собачье дело. К чему привела релокация россиян

Оглавление
© РИА Новости
© РИА Новости

Валерий Пастухов

Приносят коробками, пишут записки, обрывают телефоны — октябрь всегда считался тяжелым месяцем у зоозащитников. Но в этом году нагрузка на приюты выросла в разы. Если животных от мобилизованных россиян волонтеры приняли с пониманием, то тех, кто бросил своего друга, спешно эмигрируя из страны, — в лучшем случае называют предателями. РИА Новости разбиралось в ситуации.

Новые хозяева

Андрея (имя изменено) мобилизовали в конце сентября. Среди близких тех, кто способен пристроить у себя его питомца — крупную немецкую овчарку, не оказалось. Бросить собаку, с которой провел бок о бок много лет, он не мог.

Стал узнавать, кто может о ней временно позаботиться. Так вышел на Дмитрия Фролова — известного в Севастополе охотника и владельца приюта для бездомных собак "Лабрадом".

В приюте "Лабрадом". © Фото : предоставлено владельцем симферопольского приюта "Лабрадом" Дмитрием Фроловым
В приюте "Лабрадом". © Фото : предоставлено владельцем симферопольского приюта "Лабрадом" Дмитрием Фроловым

Овчарку приняли, выделили отдельный вольер. Разлука с хозяином для питомца всегда очень стрессовая ситуация. Три дня пес отказывался вылезать из будки. Потом стал осваиваться. На Дмитрия пока смотрит волком, но постепенно привыкает к новой жизни.

В первые дни мобилизации в "Лабрадом" позвонили около 20 человек. Друзья-охотники получали повестки и просили помочь их четвероногим. У большинства — крупные сторожевые и охотничьи породы.

"У одного приятеля беременная жена, маленький ребенок и три собаки: два пойнтера и курцхаар. Они бы всю семью с ума свели. Пришлось забрать", — говорит Фролов.
Постоялец приюта "Лабрадом". © Фото : предоставлено владельцем симферопольского приюта "Лабрадом" Дмитрием Фроловым
Постоялец приюта "Лабрадом". © Фото : предоставлено владельцем симферопольского приюта "Лабрадом" Дмитрием Фроловым

Где три — там и 13. Столько собак уже привезли в "Лабрадом". Стаффордширский терьер, алабай, взрослый лабрадор — для многих семей уход за ними превратился в непосильный труд.

"Призывали мужчин 30-40 лет, их родители уже пенсионеры. Никакая бабушка с питбулем не справится, — рассуждает севастополец. — Он убежит на третий день, погуляет, и через полгода город заполонят метисы стаффов или овчарок. Будет коллапс".

Так родилась идея запустить проект "Резервист". По заявкам от мобилизованных сюда доставляют животных со всего Севастополя. Как надеется владелец приюта, временно.

Горячие линии перегреты

Принять столько животных и обеспечить им должный уход могут лишь единичные учреждения по всей России. Как отмечают в благотворительном фонде "Ника", даже на десять собак или кошек требуются серьезные финансовые и человеческие ресурсы: вольеры, корм, медикаменты, ветеринарная помощь.

Бродячие собаки в вольере приюта для бездомных животных "Владпитомник" во Владикавказе © РИА Новости / Денис Абрамов
Бродячие собаки в вольере приюта для бездомных животных "Владпитомник" во Владикавказе © РИА Новости / Денис Абрамов

При этом финансовая помощь таким организациям заметно сократилась. Так, в ассоциации "Благополучие животных" отмечают, что весной поток пожертвований уменьшился более чем вдвое. К повышенной осенней нагрузке приюты были попросту не готовы.

"Мы участвуем в чатах зооволонтеров, общаемся с приютами в разных регионах, — говорит Юлия Рыкова, директор по внешним коммуникациям фонда "Я свободен". — Горячие линии просто раскаляются, обращений в три раза больше, начали подкидывать животных".

Искать решение пришлось быстро. За несколько часов запустили проект "Будь как дома, Мурзик". На сайте каждый мобилизованный может оставить заявку на передержку питомца, а любой неравнодушный — сообщить о готовности принять животное.

"Волонтеры помогают людям скоординироваться, познакомиться, составить договор, — объясняют в фонде. — Для экстренных ситуаций — например, если питомец заболеет — мы организовали сбор средств".

Подобное делают уже по всей стране. Фонды, зоозащитные организации и волонтеры создали множество каналов в соцсетях, где питомцу помогают найти временный дом, пока его хозяин находится в зоне СВО.

Собаки в вольере приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Евгений Биятов
Собаки в вольере приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Евгений Биятов

По словам первого зампреда комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и окружающей среде Владимира Бурматова, с проблемой справились.

"На самом деле процент заявок от мобилизованных был не так велик. Это всего несколько сотен случаев. Помог системный подход, — считает он. — По нашей просьбе подключились губернаторы. Работают зоогостиницы, волонтеры создали чат-боты по передержке".

Куда сложнее, по словам экспертов, другое: помощью захотели воспользоваться те, кто решил покинуть страну и избавиться от питомца насовсем.

"Предательская позиция"

"Отдаю двух прекрасных домашних пацанов в связи со срочным отъездом за границу". На снимке в Telegram-канале два жизнерадостных пса — палевый и черный — вальяжно разлеглись на полу.

Новый дом ищут и резвому джек-расселу. Семь лет он жил в семье, а после объявления частичной мобилизации превратился для хозяина в обузу. Родственники оставить собаку не смогли из-за астмы. Теперь в ожидании своей участи пес удивленно смотрит на фотографирующего его волонтера.

Бездомный пес в центре Томска. © РИА Новости / Сергей Леваненков
Бездомный пес в центре Томска. © РИА Новости / Сергей Леваненков

Таких сообщений в соцсетях — сотни. По словам зоозащитников, многие уклоняющиеся от мобилизации не пожелали собирать справки для перевозки питомца, доплачивать за билеты и искать за границей жилье, куда пустят с четвероногим. Вместо этого они атакуют приюты и волонтеров.

"Нам пишут записки, звонят: мы уехали на релокацию, заберите кошку. Люди и так постоянно пытаются избавиться от домашних животных. А сейчас в нашем аду стало еще жарче", — говорит Екатерина Дмитриева, директор Фонда защиты городских животных.

Котенок в переноске. © РИА Новости / Кирилл Брага
Котенок в переноске. © РИА Новости / Кирилл Брага

Некоторые пытаются сдать питомца, уверяя, что попали под мобилизацию и вот-вот уедут в войска. Проверить это зоозащитникам сложно, но они уже научились обращать внимание на некоторые нюансы.

"Конечно, узнать наверняка, почему сдают собаку — бегут из России или идут добровольцем, мы не можем, — рассуждает руководитель "Лабрадома". — Но когда человек говорит, что всегда будет на связи в Viber и WhatsApp, вряд ли он собирается в зону спецоперации. Скорее всего, просто эмигрирует. Таким я помощь не предлагаю".

По словам Бурматова, пока таких случаев в масштабах страны немного, но явление поражает своей дикостью.

Кот во дворе приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Виталий Аньков
Кот во дворе приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Виталий Аньков

"Истории становятся медийными из-за нарочито предательской позиции. Люди бросили и свою страну, и своих любимцев, которых раньше называли членами семьи", — отмечает депутат.

"Они отказываются жить"

Зоозащитников причины переезда не волнуют, но то, что питомцев бросили на произвол судьбы, вызывает у них негодование.

"Наши организации создавались, чтобы заниматься бездомными животными, а не теми, которые надоели хозяину, — отмечает Екатерина Дмитриева. — Почему вместо уличного кота, который завтра может погибнуть, мы должны помогать 30-летнему мужику из Москвы с "изменившимися обстоятельствами"? Причем он отдает питомца не маме, жене, любовнице или коллеге, а нам".
Бездомные кошки. © РИА Новости / Руслан Кривобок
Бездомные кошки. © РИА Новости / Руслан Кривобок

Мнение, что в приюте питомцу будет хорошо, — абсурдно, добавляют специалисты. Рук здесь всегда не хватает. По словам Дмитриевой, на 10-15 животных нужен хотя бы один человек, который уберется в помещениях, всех осмотрит и накормит. Говорить об играх, прогулках и других элементах социальной адаптации не приходится.

"Если для уличного кота это в любом случае рай, то для домашнего — жуткий стресс. Пищевая конкуренция, драки, определение места в стае: нередко животные забивают более слабого, — объясняет Екатерина. — Половина подброшенных умирает. И не от болезни. Они отказываются жить, у них просто что-то выключается".

"Выкинули, как что-то ненужное"

Кроме того, что на приюты свалился новой приток постояльцев, никуда не делась так называемая стабильная осенняя беспризорность. Каждый год в это время улицы заполоняют кошки и собаки, которые еще вчера были домашними. Их называют сезонными.

Собаки во дворе приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Виталий Аньков
Собаки во дворе приюта для бездомных животных. © РИА Новости / Виталий Аньков
"Весной люди брали собак для детей как игрушку, привозили в частные дома. А с приходом осени выкинули, как что-то ненужное. Счет их идет на десятки тысяч", — говорит Бурматов.

Сейчас такие люди тоже пытаются воспользоваться услугами волонтеров, помогающим мобилизованным.

"К нам приходят заявки от тех, кто уезжает в отпуск или просто решил избавиться от надоевших питомцев. Мы стараемся их отсеивать", — подчеркивают в фонде "Я свободен".

Эксперты убеждены: пока не приняты законы, регулирующие эту сферу и позволяющие привлечь нерадивых хозяев к ответственности, беспризорных животных на улицах будет все больше.

Бездомные собаки. © РИА Новости / Михаил Фомичев
Бездомные собаки. © РИА Новости / Михаил Фомичев
"Только в Москве 2,5 миллиона домашних кошек и около 100 тысяч бездомных. У нас множество заводчиков, владельцы не стерилизуют питомцев, — рассуждает Екатерина Дмитриева. — Нет смысла заниматься бездомными, не ограничив количество животных на руках у населения".

Так же считают и в Госдуме. По мнению Бурматова, необходимы всеобщая бесплатная регистрацию питомцев и штрафы для бросивших их хозяев. Возможно, когда безответственность будет бить не только по совести, но и по карману, многие задумаются.

Хозяин со своим питомцем в ветеринарном центре. © РИА Новости / Варвара Гертье
Перейти в медиабанк
Хозяин со своим питомцем в ветеринарном центре. © РИА Новости / Варвара Гертье Перейти в медиабанк