Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Уже в конце первой книги космооперы, "Тетрадь с Энцелада", действие переносится на вымышленную планету Тиатару. Вторая книга так и называется: "Тиатара" - мир, который постепенно обживает моя героиня, Юлия Цветанова-Флорес. Поначалу она не уверена, что останется здесь навсегда. Но в "Оке космоса" к ней присоединяется ее семья, и идея перемещения куда-либо или возвращения на Землю становится призрачной и попросту нереальной.
Стало быть, нужно продумывать и описывать обстановку, в которой живут и действуют мои герои. Ныне это называется "сеттинг" - заданные писателем условия игры вкупе с декорациями и прочими деталями.
О том, как я себе представляю Тиатару, я тут уже неоднократно писала ("Тиатара - планета мечты", "Тиатара - цивилизация без небоскребов"). Это землеподобная планета с атмосферой и магнитным полем, сходной продолжительностью года и суточных ритмов, однако без океанов (есть моря, большие озера, реки и болота). Растительность - преимущественно в красных, лиловых и серо-серебристых тонах ("Какого цвета трава?").
Разумной жизни до появления переселенцев (уйлоанцев и тагманцев, а позже и землян) здесь не было. Цивилизация развивалась на ограниченном пространстве и скорее интенсивно, чем экстенсивно. Приоритет - сохранение и передача научных знаний и технологий, медицинские исследования, воспитание и обучение молодежи. Поэтому при вступлении Тиатары в Межгалактический альянс разумных миров специализацией планеты оказалась сугубо мирная сфера - космолингвистика. Альянс заключил соглашение с Планетарным советом о том, что границы обитаемой зоны не будут расширяться произвольно, без ведома и разрешения Альянса. Причина не в том, что Альянсу хочется искусственно ограничить распространение цивилизации на Тиатаре, а в необходимости сохранить дикую природу планеты, которая должна развиваться без внешних влияний. Изначально Альянс не собирался отдавать Тиатару под колонизацию, а собирался сделать ее заповедником и наблюдать за эволюцией местных видов (наблюдать издалека, с помощью дронов, зондов и роботов).
И что же там за природа?
Выдумывать целую экосистему со всеми пищевыми цепочками и системой видов я всё-таки не стала. Во-первых, я не биолог. Во-вторых, зачем подробно описывать множество животных и растений, если они не будут играть значительную роль в развитии сюжета? Просто для антуража?
Извольте, "их есть у меня!"... Например, так (книга "Тиатара"):
"Местность может выглядеть соблазнительно безопасной: мирный красноватый лужок у прозрачной янтарной воды, кусты мараджики с багряными листьями и синими ягодами, нежный свист летающих ящерок, серебряный шелест шестикрылых стрекоз, плеск полосатых рыбешек на мелководье… Но под травкой — зыбучая трясина, у стрекоз очень мощные челюсти и ядовитый укус, в тростниках запросто обнаруживается местный шестиногий крокодил, баадар — такой же тупой и обычно голодный, как его земные собратья, а рыбешки сродни амазонским пираньям и в несколько минут обглодают тебя до скелета, если ты не панцирный и не чешуйчатый, а теплокровный и тонкокожий. Красиво свистящие крылатые ящерицы, джайки, тоже очень зубасты, и, хотя на крупную дичь не охотятся, укусить могут сильно — не со зла, скорей от испуга.
По берегам болотистых водоемов встречаются кварры — крупные нелетучие птицы с огромными клювами, живущие возле болот. Клювом, впрочем, они могут долбануть очень сильно, но сами не нападают. Их пища — водяные змеи, моллюски, всякие ракообразные. Другая разновидность птиц, похожих скорее на птеродактилей — аваххи, эти как раз хищники, промышляющие как живой добычей (обычно рыбой), так и падалью (тогда могут сожрать и баадара). В сумерках на охоту вылетают уйшу — рукокрылые грызуны, они питаются насекомыми, роящимися над стоячей водой; в городах эту нечисть повывели во избежание эпидемий.
Мирным нравом отличаются земноводные зверушки, живущие небольшими стадами — варати. Их даже разводят на фермах ради шкурок и мяса, а в сельской местности держат как домашних животных. Но в шкурках варати такое количество паразитов, что к диким особям лучше не приближаться и не прикасаться.
Как ни странно, вполне безобидны суурды – существа вроде броненосцев, панцири которых снабжены устрашающими шипами. Шипы служат только для самозащиты. Если к суурду не приставать, то сам он не нападет, поскольку ест траву, грибы и коренья, и плохо видит уже в двух шагах. Я сперва приняла пару суурдов, неспешно передвигавшихся по багровой лужайке, за садовых роботов, косящих газон. Одногруппники долго потешались над такой аналогией. Ох, я же всегда говорила, что биология — ну совсем не моё".
Из всей упомянутой здесь живности сквозное значение приобретают лишь баадары - самые крупные и опасные хищники Тиатары. Периодически упоминаются джайки, аваххи и кварры. Реже - варати и суурды. Уйшу куда-то улетучились, я упустила их из виду. Зато потом встречаются водяные змеи, насекомые-эфемериды и загадочные "жукомухи".
Откуда названия?
Из тагманского языка. По прилете на Тиатару уйлоанцы занялись обеспечением функционирования цивилизации, а тагманцы, у которых на родине был еще племенной строй, начали охотиться и опытным путем выяснять, какие животные и птицы опасны, какие нет, и какая от тех и других может быть польза. Поэтому они сами называли их так, как им нравилось, а уйлоанцы привыкали и перенимали.
Часто это звукоподражательные слова: аваххи кричат "авахх! авахх!", а кварры - монотонно курлыкают ("кварр, кварр").
Джайки - быстрые, сверкающие, легкие (микродракончики с радужными крылышками).
Доисторический аналог нашелся у суурда - разве что панцирь я бы сделала более округлым, и торчащий хвостик тут лишний.
Баадар - король тиатарской хищной фауны. У меня он описан как шестиногий крокодил. Не знаю, почему шестиногий - может быть, ради различия с земными аналогами. Но, если уж ног шесть, то думаю, что задняя пара больше приспособлена для плавания, а две первые - для бега по поверхности. Баадары очень опасны и агрессивны.
Название, как выясняется из беседы героев в книге "Двойное кольцо", означает что-то типа "живоглот" или "пожирающая пасть".
Можно представить себе еще что-нибудь доисторическое, например, из австралийской протофауны. Для нас это всё равно, что другая планета.
Немудрено, что при освоении обитаемой зоны Тиатары баадаров постарались либо истребить, либо оттеснить за ее пределы - в так называемые "дальние плавни", густо заросшие тростником проливы, отделяющие большие озера от местных, периодически пересыхающих или сильно мелеющих, морей. Охотой на баадаров занимаются артели тагманцев, и этот промысел считается тяжелым и опасным.
Линия баадаров тянется от книги "Тиатара" к еще не дописанной книге "Двойник". После несчастного случая на охоте (книга "Двойное кольцо") Планетарный совет вводит строгие ограничения на старинный промысел, но сами баадары никуда не деваются - жизненного пространства для них предостаточно.
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!