7K подписчиков

Фигаро – здесь

2,7K прочитали

Итак, встречайте Фигаро! Бывший цирюльник стал домоправителем графа Альмавивы, но всё так же находчив и ловок. И эти качества окажутся весьма кстати – ведь ему придётся отстаивать собственное счастье.

Может показаться, что Фигаро – редкий гость в Малом театре. На самом деле это не так. Бомарше, как известно, посвятил похождениям обаятельного плута целую трилогию, и вся она в разное время шла на сцене Малого. 8 января 1829 г. состоялась премьера «Севильского цирюльника, или Тщетной предосторожности». Через 10 месяцев, 19 ноября, увидела свет «Свадьба Фигаро», показанная в бенефис Аграфены Сабуровой (Сюзанна). Спектакль был отмечен участием «первачей»: Василию Живокини достался Антонио, Михаилу Щепкину – Бартоло. Интересно, что муж бенефициантки Александр Сабуров, исполнитель роли Фигаро, на санкт-петербургской сцене играл графа Альмавиву. Современники восторженно отзывались о работе артиста: «Успех его превзошёл все ожидания. В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров».

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Вторая часть трилогии Бомарше шла в Малом на протяжении ровно 10 лет. Известно, что в 1838 г. «Фигаро» давали в бенефис популярного водевилиста Дмитрия Ленского, исполнившего главную роль. Из других артистов можно назвать Надежду Репину (Сюзанна) и Михаила Щепкина, игравшего на этот раз Антонио. Надо сказать, пьеса шла крайне редко – за все эти годы было дано 10 представлений. Вскоре «Фигаро» и вовсе покинул русскую сцену – комедия подверглась длительному цензурному запрету.

Вернулась она только в 1868 г. («Севильский цирюльник» – в 1856-м, причём в обоих спектаклях роль Фигаро исполнял Сергей Шумский). Графа Альмавиву сыграл Николай Вильде, Бридуазона – Пров Садовский, родоначальник знаменитой театральной династии. Роль Сюзанны получила 22-летняя Гликерия Федотова.

В 1899 г. за постановку «Безумного дня, или Свадьбы Фигаро» взялся актёр, режиссёр и педагог Александр Ленский. Спектакль шёл в Новом театре (филиал Малого) и выдержал 13 представлений. Граф Альмавива стал одной из первых работ ученика Ленского Александра Остужева. Роль Фигаро исполнил Николай Яковлев.

Николай Яковлев в роли Фигаро,  «Свадьба Фигаро» Бомарше, реж. А.П. Ленский, Новый театр, 1899 г.
Николай Яковлев в роли Фигаро, «Свадьба Фигаро» Бомарше, реж. А.П. Ленский, Новый театр, 1899 г.

Следующая постановка состоялась в 1910 г., и вошла в историю не только драматического, но и живописного искусства – декорации и костюмы были выполнены по эскизам Константина Коровина. Спектакль, шедший под названием «Безумный день, или Женитьба Фигаро», стал значительным культурным событием.

«Успех этот, – пишет Николай Зограф, – объяснялся как общественной атмосферой, так и тем, что театр нашёл удачный сценический вариант. Пьеса Бомарше полна кипучего веселья и живости действия, в ней легко развивается комедийная интрига, герои темпераментны и лукавы. Одновременно это серьёзная общественная сатира, в ней – протест против социального неравенства, бунт против общественных условий.
Естественно, что успех спектакля зависел прежде всего от Фигаро. Южин играл героя молодых чувств и пылкого темперамента, легко зажигающейся страстности, то впадающего в отчаяние, то легкомысленно весёлого. Активный, остро и быстро реагирующий, шумный и яркий, он метко бросал свои отточенные реплики. Твёрдая воля и стремительность заставляли почувствовать стихию жизненной борьбы, которой живёт герой».

Спектакль 1910 г. был поставлен Иваном Платоном. В 1920-м он вновь обратился к «Безумному дню, или Женитьбе Фигаро». При этом некоторые исполнители перешли из предыдущих постановок. Фигаро, как и в спектакле Ленского, сыграл Николай Яковлев. Елене Лешковской, исполнившей в 1910 г. роль Сюзанны, на этот раз досталась Марселина. Новой Сюзанной стала Вера Пашенная, а пажа Керубино сыграла юная Елена Гоголева.

После чего Фигаро пропал со сцены Малого на 70 с лишним лет. Он вернулся совсем другим – постаревшим, отягощённым жизненным опытом. И немудрено: для постановки была взята заключительная часть трилогии, «Преступная мать, или Второй Тартюф» (1994 г.). Нас этот замечательный спектакль Бориса Морозова интересует, в первую очередь, тем, что роль кавалера Леона в нём сыграл Глеб Подгородинский – нынешний Фигаро Малого театра.

Итак, любимый герой вернулся. Приглашаем вас разделить радость новой встречи!

Автор статьи - ведущий редактор Малого театра Ольга Петренко