Найти в Дзене
АвиаОбоз

Bloomberg: Какие экономические тучи? Частная авиация видит голубое небо

Слухи о том, что США движутся к рецессии, еще не достигли клиентов частных самолетов, которые собирается на этой неделе во Флориде на конференцию. В разговорах участников, которые будут потягивать шампанское и лакомиться дорогими закусками в шале, расположенных рядом с представительским Orlando Executive Airport, будет мало обреченности и уныния.

Фото: Kevin Dietsch/Getty Images
Фото: Kevin Dietsch/Getty Images

Продажи частных самолетов и активность бизнес-авиации были высокими с тех пор, как в начале 2020 года разразилась эпидемия коронавируса, и богатые люди отказались от регулярных рейсов пассажирской авиации. Количество полетов продолжает увеличиваться в этом году, а в следующем году, по данным производителя авиационного оборудования Honeywell International, вероятно, превысит рекордную отметку 2007 года.

Сектор пострадал от Великой рецессии (2007-2009) и так и не восстановился полностью, если судить по количеству ежегодных поставок новых самолетов. Подобный страх экономического краха просто не существует в отрасли в этом году, которая уделяет пристальное внимание финансовым рынкам. Это масса проницательных инвесторов, которые в начале 2008 года уже знали, что назревают проблемы, когда Bear Stearns обанкротился, и к сентябрю, когда обанкротился Lehman Brothers и кредитные рынки закрылись, начали выходить из отрасли деловой авиации.

Финансовое потрясение 2008 года повлияло как на бизнес, так и на потребителей. Компании были вынуждены были сократить расходы на фоне резкого падения продаж и борьбы за кредиты. Бизнес-джеты были одними из первых, кто начал летать. На репутацию отрасли легло пятно, которое исчезло спустя годы после того, как руководители автомобильных концернов прилетели на своих корпоративных самолетах на слушания в Вашингтон, на которых они призвали Конгресс выручить их компании.

Атмосфера сейчас сильно изменилась, несмотря на то, что индекс S&P 500 потерял 1/4 своей стоимости в этом году, инфляция достигла максимума за четыре десятилетия, а Федеральная резервная система агрессивно повышает ставки, чтобы сдержать рост цен. Изменение структуры спроса во время эпидемии коронавируса в сочетании с эффектом государственного стимулирования сделало многих богатых людей еще богаче, и они чувствуют себя несколько изолированными от последствий повышения процентных ставок и экономического спада.

Оптимистичное настроение отражено в ежегодном опросе эксплуатантов частных самолетов, проведенном Honeywell, в котором прогнозируется, что в течение следующего десятилетия будет поставлено 8,5 тыс. новых бизнес-джетов стоимостью $274 миллиарда. Это на 15% больше по сравнению с прошлогодним прогнозом и на 12% выше, чем в исследовании, проведенном до эпидемии в 2019 году. Ожидается, что количество летных часов в этом году увеличится на 9% по сравнению с 2021 годом, и этот рост сохранится с темпом в 2% 2023 году, но на новом уровне, который соответствует или превосходит рекордный 2007 год, сказал Javier Jimenez Serrano, руководитель подразделения Honeywell по стратегии и исследованиям рынка.

Помимо возросшего спроса, вызванного накопившимся в верхах богатством, в бизнес-авиацию пришло множество новых клиентов после того, как эпидемия практически остановила регулярные авиарейсы в 2020 году. Эти новички - состоятельные граждане, которые обычно путешествуют в первом классе, но никогда не думали, что им нужно летать на частных самолетах. Многие, почувствовав вкус сервиса — оставив где-то в стороне отмененные рейсы, переполненные аэропорты и работников транспортной безопасности, требующих снять обувь и ремни, — попадают на крючок. Часто они начинают с чартеров, а затем решаются на покупку самолета. И эти новые клиенты остаются, даже когда пассажирские регулярные рейсы восстанавливаются.

Это привело к дефициту подержанных бизнес-джетов, особенно самолетов среднего и большого класса. Авиапроизводители, в том числе Gulfstream General Dynamics, Textron и Embraer, все имеют большие отставания и пытаются наращивать производство настолько, насколько позволяет цепочка поставок. Спрос очень высок, хотя крупные корпорации еще не полностью вернулись на рынок. Даже если в экономике произойдет спад, отложенный спрос сохранит поставки, сказал Javier Jimenez Serrano.

Honeywell ожидает, что выпуск новых самолетов вырастет до 820 единиц в следующем году с примерно 700 в этом. В 2019 году поставки составили 720, но в 2020 году упали до минимума в 565.

В то время как сверхбогатые люди имеют возможность платить за самолеты и пока не очень ощущают экономический спад, спрос на подержанные самолеты в нижнем сегменте рынка - самолеты стоимостью менее $15 миллионов - снижается, сказала Janine Iannarelli, основатель авиационного брокера ParAvion Ltd. Решение о покупке зависит не только от цены покупки, но и более высоких процентных ставок. Владелец должен постоянно нести расходы на пилотов, топливо, техническое обслуживание и другие расходы, которые сейчас испытывают на себе влияние инфляции.

Хотя 2008 год был "мрачным", в этом году на выставке настроения другие, сказала Janine Iannarelli. Некоторые покупатели ждут в стороне коррекции на рынке подержанных самолетов, чтобы нажать на спусковой крючок. Оптимистичное настроение может прекратиться в следующем году, если крупные экономики скатятся в рецессию, но никто не говорит о крахе, сказала она. До конца года в Соединенных Штатах может произойти целый ряд сделок из-за прекращения так называемой амортизационной премии, при которой полная стоимость бизнес-джета может быть сразу вычтена из налогов, а не в течение нескольких лет.

Любой спад на рынке создаст больше целей для приобретения для инвестора Kenn Ricci. Он привлекает капитал в размере $430 миллионов, используя специальную компанию для продажи акций компании Flexjet, которая управляет парком из 250 частных самолетов и предлагает услуги долевого владения, лизинга и jet-card. С 2019 года у оператора бизнес-джетов доходы от полетов выросли на 60%, у компании есть клиенты, которые ждут, чтобы купить время полета, и "бизнес никогда не был сильнее", - сказал Kenn Ricci, председатель совета директоров Flexjet.

"Скромные богачи", как Kenn Ricci называет новичков в частной авиации, останутся здесь, увеличивая клиентскую базу в долгосрочной перспективе, даже если экономика будет спотыкаться. По его словам, когда наступает спад, частная авиация одной из первых принимает удар и одной из последних восстанавливается. По его словам, никто пока не собирается уходить.

“Я скромный богач”, - сказал Риччи. “Это действительно хорошие времена, но я не думаю, что вам сейчас стоит действовать импульсивно”.

В мире бизнес-авиации легко рисковать. Это дорогие и роскошные машины, которые подавляющее большинство людей никогда не увидит. Эти самолеты также расходуют гораздо больше топлива на одного пассажира, чем пассажирские авиалайнеры. Тем не менее, деловая авиация в США обеспечивает более 1 миллиона рабочих мест, в том числе около 105 тыс. - в обрабатывающей промышленности, и это одна из немногих отраслей в США, которая имеет положительный торговый баланс, по данным NBAA - Национальной ассоциации деловой авиации, которая является организатором выставки на этой неделе. Многие инновации в авиации впервые внедряются бизнес-джетами.

Инфляция и растущие процентные ставки, которые давят на средний класс, не оказывают такого сильного влияния на богатых, как рецессия 2008-2009 годов. Это потенциальный признак того, что спад может быть кратковременным. Если деловая авиация - это канарейка в угольной шахте, эта птица все еще жива и летает.

Источник: Bloomberg

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале