Найти тему

ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ФИЛЬМА «КАЗНЬ» (2022)

Казнь – это полнометражный дебют клипмейкера Ладо Кватании. В центре сюжета — следователь по особо важным делам Исса Давыдов, который вновь берётся за громкое дело о серийных убийствах, считавшееся раскрытым, однако новые обстоятельства — показания выжившей жертвы маньяка — полностью разрушают прошлое расследование и свидетельствуют о том, что были осуждены невиновные.

Постараюсь рассказать о визуальном повествовании без сильных спойлеров.

Цветовая гамма фильма приглушенная, это обуславливается, конечно, жанром – криминальный триллер. Мрачность продиктована атмосферой, в которой происходят все события. С помощью цвета также разделяются и временные этапы. Хронология в фильме ломанная, по факту, действие происходит в настоящем и прошлом, при чем прошлое на протяжении 10 лет. Чем ближе мы к основной линии (1991 год), тем картинка становится холоднее, цвета начинают меркнуть и выцветать.

Показываю на примере 4 разных периодов.

Сначала цвета теплые, светлые
Сначала цвета теплые, светлые
Затем переход в более темные, но еще видим насыщенные цвета
Затем переход в более темные, но еще видим насыщенные цвета
В этом периоде становится уже совсем все мрачным, цвета тусклые
В этом периоде становится уже совсем все мрачным, цвета тусклые
Настоящее время "выцвело"
Настоящее время "выцвело"

С цветом и светом, Кватания вообще интересно обходится в контексте разных сцен. Вижу прямую связь со внутренним состоянием следователя. Чтобы не спойлерить, не буду описывать конкретные ситуации, но оставляю это как ремарку для тех, кто будет смотреть «Казнь».

-6

Интересное вкрапление красного цвета. Здесь он используется в понимании – опасность, жестокость, разрушение. Это акцент, на который режиссер обращает наше внимание, по факту, цвет ошибок следователя. И прожженное платье матери в детстве, и роковая связь с «фем фаталь», и неправильный выбор серийного убийцы.

-7

Светотень – хороший визуальный прием для фильмов подобной стилистики. Здесь очень нуарный, в стиле 20х годов, подчеркивающий и саспенс, и некую безысходность. Контрастные, снятые в низком ключе (то есть очень темное, малоосвещенное изображение) кадры оставляют нас не только в рамках жанра «детектив», но еще и помогают раскрывать героев, намекают нам на их темные стороны, безжалостность.

-8

Внутрикадровый монтаж при помощи отдаления кадра часто используется в фильме. Сначала показался мне немного клиповым приемом, который я раньше и видела у самого Кватании в его работах, но в контексте визуального повествования эти кадры оставляют ощущение «слежки». Когда камера приходит в конечную точку общего плана, информации у нас становится больше, мы видим откуда или кто наблюдает за происходящим.

-9

Не могла не отметить различные пленочные вставки. Мне кажется, что это мини-пасхалка, так как Кватания очень любит пленку (если вы смотрели интервью Дудю с режиссером, то понимаете, о чем речь). Но тут это не просто ради галочки и красоты, а реальный инструмент повествования. Помощник следователя ходит с камерой, поэтому нас переносят в его записи. Эти вставки тоже как часть таймлайна, который отсылает к еще более прошлым событиям и воспоминаниям.

-10

В конце еще немного классных кадров - у Кватании они, правда, как картинки все. Хоть сюжет мрачный, и фильм реально заставляет «подгрузиться», но времени и внимания вашего точно стоит из-за своего визуала.

-11

#кино #киноразбор #визуал #российскоекино #казнь #киноязык #киноподборки #фильмы2022 #киноонлайн #кинорецензия