Найти в Дзене

Зачем Microsoft пытается пролезть в мир Opensource и Linux: разбираемся в мотивах

Обычно компания Microsoft сторонниками Linux и открытого ПО воспринимается, как корпорация Зла, враждебная всему открытому и бесплатному. Действительно, вплоть до первого десятилетия 2000-ых годов «майки» находились в состоянии войны со всем, что продвигало принципы Opensource. Однако, с годов так 2009-2010-ых ситуация кардинально изменилась и этот крупный игрок сделал разворот в отношении открытого ПО. Возникает закономерный вопрос о мотивациях и истинных целях Microsoft, про которые сегодня и поговорим. На тропе войны.. Противостояние Microsoft и Opensource-сообщества началось в 1998 году, когда после ряда антимонопольных скандалов и процессов «майки» признали в открытом ПО конкурента. В октябре этого же года произошла утечка, так называемых, хэллоуинских документов, которые представляли собой аналитико-стратегические записки по вопросам конкуренции с Linux и свободным программным обеспечением. Вот некоторые выдержки из этих записок: Linux является важной угрозой для серверных операц
Оглавление

Обычно компания Microsoft сторонниками Linux и открытого ПО воспринимается, как корпорация Зла, враждебная всему открытому и бесплатному. Действительно, вплоть до первого десятилетия 2000-ых годов «майки» находились в состоянии войны со всем, что продвигало принципы Opensource. Однако, с годов так 2009-2010-ых ситуация кардинально изменилась и этот крупный игрок сделал разворот в отношении открытого ПО. Возникает закономерный вопрос о мотивациях и истинных целях Microsoft, про которые сегодня и поговорим.

На тропе войны..

Противостояние Microsoft и Opensource-сообщества началось в 1998 году, когда после ряда антимонопольных скандалов и процессов «майки» признали в открытом ПО конкурента. В октябре этого же года произошла утечка, так называемых, хэллоуинских документов, которые представляли собой аналитико-стратегические записки по вопросам конкуренции с Linux и свободным программным обеспечением. Вот некоторые выдержки из этих записок:

Linux является важной угрозой для серверных операционных систем Microsoft, но вероятно не будет угрожать Microsoft в сфере настольных приложений (англ. Linux is unlikely to be a threat on the desktop).
Предложения сконцентрировать усилия в борьбе с Linux на фронте борьбы с операционными системами семейства UNIX вообще, путем нахождения технически сомнительных идеологий в архитектуре UNIX и сосредоточения усилий Microsoft на создании технологий, превосходящих UNIX в этой области (Beating Linux? Beat UNIX).
Признание того, что свободному программному обеспечению жизненно необходимы открытые стандарты, и предложение для Microsoft заняться, с опорой на доминирование в сфере настольных ОС и веб-браузеров, вымыванием открытых стандартов (в том числе сетевых протоколов) и постепенной их заменой на проприетарные спецификации от Microsoft (Embrace, Extend, and Extinguish).

Именно с этой даты начинается отсчет войны, которую прямо или косвенно вели сообщество и Microsoft. Достаточно просто взглянуть на высказывания Стива Балмера, который сменил Гейтса на посту генерального директора компании.

«Linux — не общественное достояние. Linux — это рак, который пожирает всё, чего касается, в смысле интеллектуальной собственности. Так работает его лицензия».
«Linux — это клон операционной системы, которой уже больше 20 лет. Вот и всё. Просто клон устаревшей операционной системы. Я не говорю, что она не найдёт своих пользователей, но это не что-то новое».

Линукс-отец Торвальдс изначально сдержанного реагировал на подобные выбросы, но когда Microsoft обвинила Linux и Libre Office в краже более чем 200 патентов открыто заявил:

«Пусть Microsoft назовет номера патентов, которые нарушает ПО с открытым кодом. Если нарушения есть, программы перепишут. Но боюсь, что Microsoft сама нарушает чужие патенты и лицензию на свободное ПО. Это одна из причин, по которой все ее продукты закрыты»

Говорить о том, сколько денег было влито в продолжавшуюся почти 30 лет войну, думаю, не имеет смысла. Microsoft яркий представитель корпоративного сегмента, представители которого готовы пойти на все, чтобы стереть конкурента, если его не получается купить.

Например, огромные средства были вложены в информационную кампанию Get the Facts, целью которой являлась дискредитация Linux в глазах пользователей. Правда те самые «факты» продвигаемые «майками» на деле оказались теми же слухами, которыми сейчас заполнен интернет, представители сообщества быстро уличили компанию в откровенной лжи и разобрав каждый факт по полочкам объяснили, что «батя в здании». В результате инфокампания с треском провалилась, проглотив многомиллионные отчисления, которые в нее были вложены. Кстати, не удивлюсь, что именно из этой попытки Microsoft растут все корни мифов про Linux, существующие до сих пор.

Но вот закончилось первое десятилетие 2000-ых и Microsoft решила зарыть топор войны. Причем не просто прекратить любые действия, направленные против Linux и Opensource, но и начав активно в них вкладываться.

Мир, любовь и Opensource

Вначале была окончательно свернута кампания Get The Facts, в 2008 году за 10 миллионов долларов Microsoft построили лабораторию для обеспечения совместимости своих продуктов с программами на базе Linux, после запустили облако Azure на основе Debian и другого свободного ПО, открыли исходный код платформы .NET и Visual Studio.

В 2016 году в качестве очередного обновления в Windows 10 появился WSL (Windows Subsystem for Linux) - прослойка, позволяющая загружать Linux-приложения в среде Windows. Благодаря совместному сотрудничеству Microsoft и Canonical (разработчика Ubuntu) стало возможным установить Ubuntu 14.04 и запускать его в Windows 10. С того момента разработка WSL активно продолжается и уже доступна версия 2.0, которая претерпела сильные изменения в плане производительности и сочетаемости с продуктами на ядре Linux.

Тогда же Microsoft стала платиновым участником некоммерческой организации Linux Foundation, что говорит о том, что за каждый год членства будет заплачено 500 миллионов долларов.

В 2018 «майки» приобрели за 7,5 миллиардов долларов Github (крупнейшее хранилище исходного кода), причем сохранив на постах всю команду разработки и предоставив им всю свободу действий.

Представьте себе что Microsoft это огромный лайнер, который на протяжении 30 лет плыл в сторону от островов Linux и Opensource, а потом начал медленно, но уверенно менять курс. Деньги, которые раньше вкладывались в борьбу с Opensource теперь в больших объемах стали выделяться для сотрудничества. Возникает закономерный вопрос о причинах такой резкой смены.

Зачем все это?

Давайте рассмотрим три популярные теории или точки зрения на то, почему Microsoft стала неожиданно любить Opensource и Linux и вкладываться в их развитие.

Операция «Троянский конь»

Самая неспособная на серьезность теория, согласно которой Microsoft под видом дружбы пытается проникнуть во все крупные организации, контролирующие развитие Opensource-продуктов, чтобы в нужный момент задушить конкурента каким-нибудь убийственным решением (например, прекращение финансирования всех разработок). Теория заимела много последователей в момент покупки Github, когда многие стали выражать беспокойство по поводу дальнейшего будущего репозиториев с открытым исходным кодом, которые хранились на серверах. Получается, что втершийся в доверие «майки» воспользуются деньгами и влиянием, чтобы отбросить Linux и Opensource на несколько лет назад.

В поисках выгоды

Согласно этой теории Microsoft рассматривает Opensource как еще один рынок для заработка. Да, здесь не получится в открытую продавать что-то, но можно пойти по пути тех же Red Hat или Canonical, которые бесплатно предоставляют доступ к продукту, а за деньги оказывают техническую поддержку. Опять-таки, во время сделки по приобретению Github возникали подозрения, что после на площадке появится подписка или платные тарифы с расширенными возможностями. Вдобавок у Microsoft имеются облачные решения, построенные на серверах с Linux, которые можно продавать корпоративному сектору и крупному бизнесу, пополняя карманы прибылью.

Взгляд в будущее

Сторонники этой теории верят в то, что аналитики Microsoft рассчитали, что в будущем спрос на Linux и Opensource будет только расти, а значит проприетарщина и все, что с ней связано перестанут пользоваться интересом. Чтобы не оказаться у разбитого корыта в будущем, «майки» сейчас решили вскочить на поезд, который со временем только будет набирать скорость развития.

Подведем итог

Определенно хорошо, что противостояние между Microsoft и миром Opensource закончилось, так как любое сотрудничество всегда лучше идущей войны. Разворот «майков» привел к началу протекания немаленького такого ручейка денег в сторону Linux и открытого ПО, что также можно считать преимуществом. Но при этом стоит помнить, что Microsoft коммерческая организация для которой главным является прибыль, потому вливать куда-то большие деньги без надежды получить отдачу они не станут. Причем отдача должна быть такой, чтобы, как минимум, выйти в ноль, а максимум - заработать.

Являясь обычными пользователями мы можем догадываться о истинных мотивах Microsoft и их целях в отношении сотрудничества с Opensource-сообществом и Linux. Ну и, естественно, можем обсуждать теории, предложенные выше.

Поделитесь в комментариях своим мнением насчет темы поста, может у вас есть свой взгляд на то, почему такая крупная корпорация активно вкладывает в Linux деньги и чего желает получить взамен.

Microsoft
32,8 тыс интересуются