Найти тему
353 подписчика

Балканский кинематограф. Кустурица, а кто еще?

Кинематограф стран Балканского полуострова знаком нам по работам Эмира Кустурицы. Fun fact: количество свадеб в его творчестве превышает количество побед режиссера на кинофестивалях.

Но балканское кино — не только Кустурица. Это и упоминание Югославских войн (1991-2001), прослеживаемых сквозь всю историю местного кинематографа.

После распада Югославии (1992) Кустурица снимает «Андерграунд», который тогда критики не оценили из-за профашистского образа Словении, Хорватии и Боснии, стереотипизации балканских народов и снятии ответственности с военных преступников. Таких же обвинений удостоились работы Срджана Драгоевича и Горана Паскалевича.

С наступлением 2000-х кинематограф стран бывшей Югославии сменил вектор. Вместо попыток найти виновных в войне или игнорировать ее последствия режиссеры стали делать акцент на страшных военных событиях и послевоенных личных историях.

Боснийская картина Даниса Тановича «Ничья земля» была номинирована на «Оскар-2001» как «Лучший фильм на иностранном языке». «Куда ты идешь, Аида?» Ясмилы Жбанич предстает перед нами глазами матери, пытающейся спасти семью от неминуемой смерти в Сребренице. Косовский фильм Блерты Башшоли «Улей» — о вдове, которая доказывает патриархальному обществу свою силу.

К балканскому кино можно относить по-разному: фанатеть или избегать. Важнее, что оно показывает, как отрефлексировать болезненное прошлое.

Кинематограф стран Балканского полуострова знаком нам по работам Эмира Кустурицы. Fun fact: количество свадеб в его творчестве превышает количество побед режиссера на кинофестивалях.

#кино