Кинематограф стран Балканского полуострова знаком нам по работам Эмира Кустурицы. Fun fact: количество свадеб в его творчестве превышает количество побед режиссера на кинофестивалях.
Но балканское кино — не только Кустурица. Это и упоминание Югославских войн (1991-2001), прослеживаемых сквозь всю историю местного кинематографа.
После распада Югославии (1992) Кустурица снимает «Андерграунд», который тогда критики не оценили из-за профашистского образа Словении, Хорватии и Боснии, стереотипизации балканских народов и снятии ответственности с военных преступников. Таких же обвинений удостоились работы Срджана Драгоевича и Горана Паскалевича.
С наступлением 2000-х кинематограф стран бывшей Югославии сменил вектор. Вместо попыток найти виновных в войне или игнорировать ее последствия режиссеры стали делать акцент на страшных военных событиях и послевоенных личных историях.
Боснийская картина Даниса Тановича «Ничья земля» была номинирована на «Оскар-2001» как «Лучший фильм на иностранном языке». «Куда ты идешь, Аида?» Ясмилы Жбанич предстает перед нами глазами матери, пытающейся спасти семью от неминуемой смерти в Сребренице. Косовский фильм Блерты Башшоли «Улей» — о вдове, которая доказывает патриархальному обществу свою силу.
К балканскому кино можно относить по-разному: фанатеть или избегать. Важнее, что оно показывает, как отрефлексировать болезненное прошлое.
#кино