Смысловая связь и её анализ в сочинении ЕГЭ. Как писать?

5,5K прочитали

Сначала предлагаю вспомнить структуру всего сочинения:

1. Проблема
2.
Комментарий
3. Позиция автора
4. Собственная позиция с обоснованием
5. Заключение

И вторая часть, то есть комментарий, тоже имеет свою внутреннюю структуру. Как правило, комментарий занимает 3 абзаца:

1. Пример №1 + пояснение к нему
2. Пример №2 + пояснение к нему
3. Указание на смысловую связь между примерами и её анализ

Как искать примеры для комментария, я уже рассказывала.

А в этой статье поговорим о самой сложной части комментария - о том, как установить связь между примерами, указать на неё и её же проанализировать.

Скажу сразу: фраза "примеры дополняют друг друга" может не прокатить (хотя раньше прокатывала, но потом она надоела экспертам :))

Начнём с того, что у нас есть замечательная табличка непосредственно от экспертов ЕГЭ, которую они любезно предоставили нам ещё в далеком 2020:

Сначала предлагаю вспомнить структуру всего сочинения: 1. Проблема
2. Комментарий
3. Позиция автора
4. Собственная позиция с обоснованием
5.

Сохраняйте, распечатывайте, не теряйте!

Кстати, когда вы выбираете, какие примеры приводить, сразу следите, чтобы они были связаны между собой. Не нужно брать два рандомных фрагмента текста.

Итак, как определить вид связи? Приведу примеры:

1. Противопоставление или сопоставление возникает, если то, что сказано в примерах, сопоставляется (сравнивается) или противопоставляется. Если наш первый пример о том, как хорошо чувствует себя во время общения с природой, а второй - о том, как плохо на него влияет город, - это будет противопоставление.

2. Указать на такую смысловую связь, как детализация, мы можем, если первый пример представляет собой некую общую мысль или ситуацию, а второй конкретизирует его. Если в первом примере мы, опять же, будем ссылаться на слова автора о том, как хорошо чувствует себя человек на природе, а во втором - на какую-то конкретную деталь, подтверждающую эту мысль, - это будет детализация.

3. Часто в сочинениях я встречаю причинно-следственную связь. Когда во втором примере указывается на следствие того, о чем говорилось в первом. Например, если мы сначала ссылаемся на фрагмент текста, где говорится о том, что человек разрушает природу, а потом - на слова автора, где показываются ужасные последствия такого отношения к ней.

Я привела вам примеры работы с тремя разными видами связи, с остальными действуем по похожему алгоритму - анализируем текст, а не пытаемся писать по шаблону.

О чём ещё важно помнить?

  • Вы должны показывать на протяжении всего комментария, что понимаете, как ваши примеры связаны между собой. Поэтому употребляйте правильные средства связи при переходе от первого примера ко второму. Если примеры противопоставлены, начните второй с союза "но"; или начните второй пример с частицы "именно", если он поясняет и уточняет содержание первого.
  • Части комментария из той структуры, что я привела в начале статьи, могут меняться местами. Не зацикливайтесь на одном порядке.

Если у вас остались вопросы, их можно задать в комментариях!

Подписывайтесь на страницу проекта "Язык и речь" ВКонтакте:
https://vk.com/yazikirech

Сначала предлагаю вспомнить структуру всего сочинения: 1. Проблема
2. Комментарий
3. Позиция автора
4. Собственная позиция с обоснованием
5.-2