В регионе запустили ретропоезд "Дорогой мужества". Это совместный туристический проект Курской, Белгородской областей и Юго-Восточной железной дороги. В память о строителях железнодорожной линии Старый Оскол-Ржава, проложенной в 1943 году для снабжения войск Красной Армии в битве на огненной дуге.
Полина Пенькова, корреспондент ГТРК "Курск":
"Дорога Мужества - это железнодорожная магистраль, которую построили местные жители всего лишь за 32 дня. Они строили и знали, что вносят огромный вклад в общую победу. Железнодорожная линия разгрузила магистраль "Курск-Касторное".
До лета 1943 года этот путь был единственным для подвоза грузов во время подготовки к Курской битве. Дорога подвергалась систематическим налетам авиации противника. Необходимость возведения новой магистрали назрела. Командование Красной армии приняло решение о строительстве стратегически важной железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Две трети участка нужно было возвести с нуля, остальную часть предстояло реконструировать из старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. Государственный комитет обороны определил срок строительства - с 15 июня по 15 августа. Сил не жалели 25 тысяч человек: женщины, подростки и старики Белгородской, Брянской и нашей областей.
Валентина Мельникова, жительница Касторенского района:
"Мобилизация прошла. Быстро собрали население, которое могла пойти на строительство. Женщины, бездетные. И нас, 12 девочек из 10-го класса, взяли туда. Мальчиков у нас не было. Наших мальчиков всех забрали после 9-го класса в армию, и они, царствие им небесное, все погибли".
Работа была совсем не женская: предстояло вручную возводить насыпи, построить 10 мостов, уложить 95 километров железнодорожного полотна. Рельсы поступали старые - из разобранных путей, не хватало шпал и самых простых инструментов. Даже землю носили в фартуках.
Нина Машкина, жительница Солнцевского района:
"Руки в мозолях были, избитые, что вы... Конечно, было очень тяжело. Все строительство было очень тяжелым. Очень тяжелое, очень трудное, но народ был героически настроен".
Не доставало и еды, чтобы восстанавливать силы после такой трудоемкой работы. Но страшнее всего были бомбежки. Немцы постоянно атаковали район строительства, но, казалось, этим только добавляли сил и ненависти к врагу - народ трудился в две смены.17 июля 43 года завершились основные работы, через два дня по дороге прошел первый поезд. Эшелоны ходили в самый разгар Курской битвы. Личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие доставляли на линию фронта быстрее на целые сутки. В обратном направлении отправляли вагоны с раненными. Дорога Мужества стала и дорогой жизни для многих солдат. День, когда по этому пути прошел первый поезд, стал не просто праздником. Это было личной победой каждого, кто там трудился.
Анастасия Надеева, жительница Солнцевского района:
"Эшелоны пошли же тогда же... Помощь какую-то мы хоть оказали в этой войне. Когда первый поезд пошел, так там мы все... Описать это словами нельзя".
Валентина Проскурина, жительница Пристенского района:
"Все это мы перенесли, все это мы пережили. А каким путем мы пережили - я передать даже не могу сейчас. Ну чудом каким-то выжили. Чудом.))В память о всех, кто стирал руки в кровь, по Дороге Мужества запустили ретро-поезд".
Паровозом 1954 года сейчас управляет Николай Петрухин. Машинистом он работает 10 лет, но за руль такого локомотива сел совсем недавно. "Один бы я не справился - у меня есть два помощника. Вместе, как единый механизм, работаем, поэтому все получается", - говорит Николай Анатольевич. Это колоссальный труд в сравнении с управлением тепловоза. Каждые 70 км - технические стоянки.
Николай Петрухин, машинист ретро-поезда "Дорогой Мужества":
"Нужно пройти и посмотреть, всю экипажную часть, нагрев бухт, все это осматривается и локомотив смазывается".
За движение несет ответственность и Динар Карамышев. Он кочегар. Запускает систему, регулирует процесс работы, следит за всеми показаниями приборов, при необходимости регулирует.
Динар Карамышев, кочегар ретро-поезда "Дорогой Мужества":
"Смазываем паровоз, готовим его к работе. Участок почти 100 км, все части должны быть смазаны, чтобы в пути слезования не было никаких замечаний, нагрева. Надо кидать и уголь, и воду подавать. Много ручной работы, но все радуются, что это происходит, что история следом за такой техникой идет".
Маршрут Ржава-Старый Оскол сегодня - яркая и познавательная экскурсия.
Полина Пенькова, корреспондент ГТРК "Курск":
"На протяжении всего пути атмосферу создают артисты староосколького дворца культуры "Комсомолец". Катюша, Темная Ночь, Старый клен... Не осталось ни одного человека, которого бы не тронули любимые песни".
Поезд в пути два с половиной часа. Пассажиров увлекают интерактивной информацией. Есть в вагонах детская и фотозоны. Ребят постарше учат изготавливать солдатские письма.
Маргарита Котова, ученица курской школы №30:
"В такой поездке я в первый раз, у меня уже очень много впечатлений. Это, действительно, тематическая поездка, такой вагон, все тут, форма у проводников, по тематике одеты, классно!".
Поезд будет курсировать в выходные дни. Из Курской области он уходит от станции Сараевка.
Михаил Шаповалов, начальник Белгородского региона пригородной пассажирской компании "Черноземье":
"По субботам он идет в оба направления: Старый Оскол - Сараевка и Сараевка-Старый Оскол. Это позволяет туристам наших регионов - это Воронежская области, Курская и Белгородская - посетить данный поезд. По воскресеньям он курсирует соответственно со станции Сараевка до станции Старый Оскол".
Сейчас по железнодорожному пути ездят как грузовые, так пассажирские поезда. По железнодорожному пути, который тогда перекрыл дорогу фашизму...