5,4K подписчиков

СМЕРТЬ, КОТОРУЮ Я НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ

133K прочитали
© DOMVRACHA / ДОМ ВРАЧА / BUDNIHIRURGA
© DOMVRACHA / ДОМ ВРАЧА / BUDNIHIRURGA

Глава из моей книги «Я хирург». На правах автора.

Звоните поздней ночью мне... друзья, не бойтесь помешать и разбудить... Кошмарно близок час... когда нельзя и некуда нам будет позвонить... 

Это был обычный будний день, середина недели, я заступил на смену с отличной бригадой. Бывают люди, с которыми понимаете друг друга с полуслова, работа в таких условиях идет намного легче. Второй хирург, мой напарник, был в эту смену ответственным хирургом. В его обязанности входила работа в нашем отделении и консультация всех остальных отделений, поэтому все вопросы, связанные с неотложными ситуациями, решались под его контролем. 

В ночную смену ответственный хирург выступает, по сути, в качестве главного врача. Мне передали двух пациентов, ожидавших результатов анализов в коридоре. Один из них, как сейчас помню, был с подозрением на холецистит, другой — на кишечную непроходимость. При получении анализов острой хирургической патологии не было обнаружено, поэтому я им обоим написал направления на амбулаторное лечение по месту проживания и отпустил, приступив к дальнейшим делам. 

Смена началась как обычно, пациентов было немного, один-два в час. Вдруг около 18:00 — 19:00, в то время, когда я, сидя в ординаторской, заполнял историю болезни, зазвонил телефон. Отвечаю: «Хирургическое отделение». 

— «Рустам Сагидович, позвонили из скорой, сказали, что везут крайне тяжелый случай, не знаем подробностей, какое-то происшествие, пациентка без сознания». Во время таких звонков, когда знаешь, что везут тяжелых пациентов, будь то ножевое ранение, ДТП или нейрохирургическая травма, начинаешь готовиться морально сам и подключать специалистов всех профилей: анестезиолога-реаниматолога, терапевта, медсестер, медбратьев, санитаров, предупреждаешь о ситуации ответственного хирурга. 

И вот мы стоим в приемном отделении в полной готовности и ожидаем. Анестезиолог с мешком Амбу в руках, его помощница медсестра, хирург — я, медбрат, санитарки. 

Где-то вдалеке видим реанимобиль желтого цвета. Залетаем на пандус, ставлю подпись в сопроводительном листе и бегло осматриваю пациентку с ног до головы. Это оказалась молодая девушка, 18 лет, кожные покровы бледные, крайне тяжелое состояние, сознание отсутствует. Было решено немедленно поднимать ее в операционную. Из анамнеза, со слов очевидцев и врача скорой помощи, происшествие случилось на остановке общественного транспорта. 

Стояла зима, на дорогах — гололедица. Лед далеко не всегда видно под тонким слоем снега. Сибиряки точно знают, о чем я говорю. Выходя из троллейбуса, девушка поскользнулась и упала. Упала она как раз перед задними колесами троллейбуса. Водитель же посмотрел в зеркало, насколько позволяет его обзор, ничего подозрительного не увидел, подумал, что все чисто и пусто, и со спокойной душой поехал. 

В итоге свершилось страшное: он переехал ее огромными колесами. Очевидцы сразу вызвали скорую помощь, но девушка уже была без сознания. Травма такого рода предполагает разрывы всех внутренних органов, множественные переломы тазовых костей. 

И вот пациентка экстренно была подана в операционную с давлением 50/20 миллиметров ртутного столба. Анестезиологи медикаментозно начали готовить ее к операции, делать общую анестезию (наркоз). Собрались студенты и ординаторы, чьей клинической базой является наша больница в обучении практическим навыкам. В тот день я был куратором двух студентов третьего курса. Мы вместе с ними определили группу крови пациентки, резус-фактор. Заказали четыре единицы эритроцитарной массы и еще четыре единицы свежезамороженной плазмы. К сожалению, на тот момент именно этой группы крови в наличии было мало, последние четыре единицы.

Я и ответственный хирург идем на операцию. Начинаем.

В области таза, левого и правого бедер были следы протектора троллейбуса, из этого стало понятно, что переехали ее по диагнонали — слева направо, от верхней трети левого бедра, далее через таз, живот, вплоть до грудной клетки. 

Приступаем к лапаротомии. Попадаем в брюшную полость, и перед нами открывается ужаснейшая картина: брюшная полость полна кровяными сгустками, запах каловых масс из разорванных петель тонкой кишки, печень и селезенка представлена небольшим кусочком, остальная же ее часть — фаршеподобная субстанция. Диафрагма разорвана, все органы брюшной полости, а точнее, то, что от них осталось, переместились в грудную полость. 

Мы четко понимали, что травма несовместима с жизнью. 

Мы старались как можно дольше бороться за ее жизнь, делая все возможное. 

В голове, однако, вырисовывался самый неблагоприятный исход... 

Закончив операцию ушиванием раны, проведя гемостаз, начали обильную инфузию. Несколько капельниц параллельно восполняли дефицит объема циркулирующей крови девушки. Заказывали кровь из других больниц, из банка крови, так как наша больница в это время не располагала достаточными объемами. По протоколу ей суммарно перелили 22 тысячи миллилитров, из них 13 тысяч — физраствор, остальное — кровь и ее компоненты. Давление в начале инфузии удерживалось на уровне 110/60 миллиметров ртутного столба, затем падало до 90-80, то есть гемодинамика была нестабильная. В конечном счете пациентка скончалась на операционном столе. 

Как только пациентку привезли к нам в больницу, я дал поручение медсестре, чтобы она сразу позвонила родителям девушки, номер был записан в ее телефоне. Выяснилось, что она студентка, приехавшая из Алтайского края учиться в Новосибирский государственный университет. Родители приехали через пять часов. Мать и отец. В их глазах застыл страх, они еще ничего не знали, дочь в данный момент получала инфузионную терапию. 

Когда я вышел сообщить им трагическую новость, родители увидели меня издалека и все поняли по выражению моего лица. 

Я снял хирургический колпак и, когда оставалось уже метров пять-семь до них, мать закричала. Она все поняла. Я сказал: «Примите мои соболезнования, мы сделали все, что в наших силах, но травма несовместима с жизнью, ваша дочь скончалась». Им обоим стало плохо, пришлось оказывать реанимационные мероприятия. 

Мое состояние на тот момент трудно описать словами. Мне самому хотелось заплакать вместе с родителями девушки. Несмотря на семилетний хирургический стаж, за который я неоднократно видел смерть, я проникся этой историей до глубины души. Непреодолимая тяжесть, гигантский ком, который с трудом удалось проглотить с течением времени. 

Хотелось помочь родителям, сказать, что все будет хорошо, но, откровенно говоря, ничего хорошего ждать им не приходилось — утрата тяжким бременем легла на всю их дальнейшую жизнь. Дочка была одна единственная, вся надежда, вся любовь были сконцентрированы на ней. 

Родители пробыли в больнице до утра... Всевышний как будто позволил нашей бригаде отойти от случившегося, в оставшуюся смену пациентов было очень мало. Когда я передавал смену другому коллеге, мать все еще плакала, отец держал себя в руках. Мы позвали его, чтобы объяснить, как забрать тело. Тяжелый день. Тяжелая смена. 

Я ушел, сел в машину. Ехал и представлял, как тяжело сейчас родителям; они уже не молодые — видимо, поздно родили единственную дочь. Сил им и мужества пережить это горе. 

Надеюсь, после прочтения этой истории, дорогие читатели, вы сделаете свои выводы. 

Я не сентиментальный человек, но мое состояние на тот момент можно назвать не иначе как «гнилое», весь день после я ходил как в воду опущенный. Хотелось сделать что-то такое, чтобы забыться и отпустить. Длилось это дней 10. Но такое не забывается. 

Эта история однозначно оставила след в моей душе. 

Я буду рассказывать ее своим детям, внукам. Сейчас ее прочитали и вы, дорогие читатели!