Как бы вы отреагировали на предложение своей второй половинки пойти погулять по кварталам Капотни? Наверняка покрутили бы пальцем у виска и продолжили заниматься домашними делами, добавив: «Вот выдумщик(ца), ага, всю жизнь мечтал(а) провести свой выходной в промзоне».
Что ж, дело ваше. Не хотите ехать в Капотню - пожалуйста, никто не заставляет. Продолжайте хлопотать по дому, а в перерыве между уборкой и готовкой уделите 3-5 минут каналу "Пешком по Москве", который с великой радостью устроит вам виртуальную прогулку по одному из самых спокойных районов Москвы.
То, что Капотня у многих людей прочно ассоциируется исключительно с промышленностью, вполне объяснимо. Добрую половину района занимает МНПЗ - Московский нефтеперерабатывающий завод.
Строительство крекинг-завода началось в 1936 году близ поселка Капотня. Уже через 2 года предприятие произвело первую тонну бензина, а в 1940 году начало перерабатывать сырую нефть. Все военные годы завод проработал без остановок, снабжая топливом и тыл, и фронт.
Вражеская авиация в любой момент могла начать его бомбардировку, поэтому для дезориентации противника в 3 километрах от завода была построена его фанерная копия.
За доблестный труд во благо советского народа и великой победы коллектив завода 14 раз был награжден переходящим Красным знаменем ГКО. После окончания войны было решено оставить знамя в стенах предприятия на вечное хранение.
В 50-е годы произошла автоматизация технологических процессов, и к середине десятилетия завод за 365 дней мог перерабатывать уже около 3 миллионов тонн нефти. В это же время был произведен запуск первой в стране установки по обессоливанию и обезвоживанию нефти, что значительно улучшало качество топлива, а также первой установки карбамидной депарафинизации дизельного топлива, позволившей получать жизненно необходимое зимнее топливо по новой технологии. В 60-е годы на заводе запустили установку по производству нового для СССР материала - полипропилена.
При Брежневе нефтеперерабатывающий завод был подключен к магистральным нефтепроводам. Количество перерабатываемой нефти выросло в 2,3 раза. В 90-е годы был запущен комплекс по производству строительных и дорожных битумов.
Сегодня завод работает в основном на Москву и область. Здесь реализуется около 80% его продукции. Следы МНПЗ можно найти в топливном баке каждого самолета, вылетающего из столичного аэропорта, и в дорожном покрытии каждой второй московской улицы. С 2011 года значительное внимание уделяется экологическим проблемам вокруг предприятия. Если раньше Капотня считалась самым неблагоприятным районом из-за воздействия заводских выбросов, то сейчас ситуация значительно улучшилась благодаря использованию безотходных технологий и последовательной ликвидации установок, загрязняющих атмосферу.
Благодаря заводу Капотня быстро получил статус рабочего поселка, а в 1960 году вошел в состав города, отгородившись от области широким МКАДом.
Доехать до Капотни не так просто: метро здесь отсутствует, а въездов на территорию района всего два. Самый популярный - с улицы Верхние Поля, именно по этому пути и курсируют автобусы. Другой, менее удачный - с Московской кольцевой, утопающей в пробках.
Помимо завода, первое, что привлекает внимание при посещении района - его старые кварталы.
В них вовсю царит атмосфера 50-х годов, когда район был еще поселком. Многие постройки вошли в программу реновации, но сносить их не стали, так как дома представляют историческую и архитектурную ценность. Просто сделали ремонт с отселением жильцов.
Здесь же можно встретить типовую школу по проекту архитектора Лидии Степановой, получившему широкое распространение в Москве в 50-е годы.
Тем не менее, строительство новых домов ведется, хоть и слабыми темпами.
С момента распада СССР в Капотне был сдан в эксплуатацию всего 1 жилой дом в далеком 1998 году. Сейчас на очереди еще 2 дома: один из них на 7-12 этажей будет состоять из 3-х корпусов, второй - 14-этажный. Заселение планируется в 2024 году.
В Капотне много парков и прогулочных зон.
Некоторые из них расположены в непосредственной близости от завода, что придает им определенный колорит.
В былые годы культурная жизнь предприятий играла важную роль в жизни людей, поэтому практически при каждом производстве был культурный центр. МНПЗ не стал исключением, и в 1972 году в втором квартале Капотни появился просторный ДК.
На улицах Москвы лежит снег, а здесь хочется скорее облачиться в шорты и майку и задремать на одном из мягких кресел под сенью зеленых деревьев и кустарников роскошного зимнего сада.
Раньше ДК "Капотня" собирал людей со всей Москвы: здесь давала концерты группа "Машина времени" и показывали спектакли театра "Современник". Дворец и сегодня живет насыщенной жизнью.
Во время моего визита в концертном зале проходил молодежный фестиваль, а в фойе можно было посмотреть выставку картин, самой впечатляющей из которых была работа московского пейзажиста Виталия Корбана, написанная в 1988 году.
За дворцом культуры расположен квартал с самым старым жилым домом района 1934 года постройки, ярким представителем конструктивизма.
Напротив - его брат-близнец, он на 5 лет младше.
Причудливые снаружи, окна подъездов изнутри выглядят еще интереснее. В других районах Москвы таких домов я не встречал. Или просто не обращал внимание?
Завершает облик квартала "сталинка", оформленная розетками и полуколоннами.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне был построен в 1860-х годах в новорусском стиле, сочетающем древнерусскую и византийскую культуры.
Долгое время близ него стоял деревянный храм, который перенесли сюда из Подольского уезда. Однако в 30-е годы прошлого века старое здание разобрали на дрова, а каменный храм обезглавили и стали использовать в качестве склада. Лишь в 1991 году он был возвращен верующим в крайне печальном состоянии.
За храмом расположено Капотненское кладбище. Его главная достопримечательность - поминальный часовенный столб, установленный в память об ополченцах, принимавших участие в сражениях с наполеоновской армией.
Столб был возведен в 1904 году на месте старого мемориала начала XIX века, уничтоженного ураганом.
Среди прочих захоронений выделяется могила двух братьев Дмитрия и Сергея, ушедших в возрасте 21 и 27 лет соответственно.
Что ж, осталось окинуть район прощальным взором и спешить на автобус... Но не лучше ли будет напоследок полюбоваться Капотней с высоты?
Вот дымят трубы ТЭЦ-22, расположенной вне территории района и снабжающей паром нефтезавод.
Именно на ее месте в свое время разместили фанерную копию завода, о которой мы вспоминали в начале статьи.
За отремонтированным зданием поликлиники видны корпуса бывшей городской клинической больницы №49, единственной на территории района.
В 2015 году в рамках программы модернизации здравоохранения она была закрыта, а жителям Капотни предложили получать медицинскую помощь в Текстильщиках в 10 километрах от старой больницы. Долгое время больничные корпуса стояли заброшенными, но недавно их отремонтировали. Стало известно, что здесь будет размещен социальный дом нового типа. Так сейчас в Москве называют психоневрологические интернаты.
А вот сами жилые кварталы, расположенные в природно-техногенном треугольнике, одной стороной которого стала Москва-река, другой - МКАД, а третьей - колючий забор нефтеперерабатывающего завода.
На этом наша прогулка по Капотне подошла к концу. Но ее продолжение непременно состоится в комментариях к публикации, которых я очень жду :)
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк, оставлять комментарий и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.