В феврале 2023 года Россия бурно отмечает 150-летие великого Федора Шаляпина (он родился 13 февраля 1873 года). Сюжеты, выставки, программы, на "России-1" сняли целый сериал про певца.
А еще наша страна продолжает в эти дни горячо спорить о том, как быть с теми артистами России, которые не поддержали действия федеральной власти в 2022 году, в том числе, ногами - и покинули страну.
Изо всех щелей за год повылезали "деятели" разных мастей, которые предлагают уехавших звезд всего лишить и все их заслуги и творчество "обнулить". Имущество - отобрать, песни/музыку - запретить, авторские отчисления - конфисковать, из истории российской культуры - удалить.
На днях, например, одна из депутатов Госдумы (до февраля не была известна широким народным массам "от слова совсем") выступила со скандальной инициативой "подчистить" Барбару Брыльску из легендарного фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или С лёгким паром". (Подробности тут)
Ранее вице-спикер Госдумы и бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила конфисковать недвижимость "плохих" эмигрантов в пользу детей-сирот. Глава Госдумы Володин тоже неоднократно метал громы и молнии в адрес уехавших, в т.ч. артистов. И призывал отнимать имущество у тех, кто "поливает грязью Родину".
В этом смысле весьма важным и интересным представляется пример Федора Шаляпина, который ровно СТО лет назад тоже "проголосовал ногами" против того, во что власть большевиков начала превращать его Родину - Россию.
Когда в России произошла большевистская революция 1917 года, Шаляпин уже был взрослым человеком (44 года) и состоявшейся звездой музыкальной сцены, имея статус великого певца своего времени.
В 1918 году Шаляпин первым в России получил звание Народного артиста.
В Советской России Шаляпин занимался творческим переустройством бывших императорских театров, руководил художественной частью Мариинского театра.
Внешние признаки говорили в пользу того, что жизнь Шаляпина в новой России благополучна и хороша. Он выступал официальных концертах и для широкой публики.
Однако по факту радикальные перемены в жизни России прочувствовали "на своей шкуре" все, включая этого легендарного артиста.
Начнем с того, что в доме Шаляпина постоянно проходили обыски. "Итак, я — буржуй. В качестве такового я стал подвергаться обыскам. Не знаю, что искали у меня эти люди. Вероятно, они думали, что я обладаю исключительными россыпями бриллиантов и золота. Они в моей квартире перерывали все ковры. Говоря откровенно, в начале это меня забавляло и смешило. С умеренными дозами таких развлечений я готов был мириться, но мои милые партийцы скоро стали развлекать меня уже чересчур настойчиво", - написал позже Шаляпин в своих мемуарах.
Многочисленные обыски прекратились только после того, как Шаляпин обратился лично к члену Политбюро Зиновьеву. (Согласитесь, напоминает эпизод фильма "Собачье сердце", где профессор Преображенский вынужден звонить какому-то высокопоставленному человеку, чтобы Швондер и компания прекратили ему докучать).
Несмотря на статус Шаляпина и его известность у него были проблемы и с работой в театре. Какие-то политики-коммунисты говорили, что оперное искусство - буржуазное, и пролетариату оно не нужно, а актеры зря получают пайки.
Как-то раз в Мариинский театр пришла бумага, в которой сообщалось, что бывшие Императорские театры имеют слишком богатый реквизит, костюмы и декорации. И нужно поделиться этим с провинциальными театрами России. Чтобы спасти материальную базу Мариинки от разорения, Шаляпину пришлось ехать в Москву и обсуждать проблему с самим Лениным (!).
"Неужели же, подумал я, здесь, на этой Пермской улице с ежедневными мерзостями в жизни, дрязгами в театре, бесконечными заседаниями комитетов, которые не помогают делу, осложняют его, — неужели мне придется прожить всю жизнь под свинцовой крышкой Петербургско-финляндского неба?", — писал певец о своих настроениях того времени.
После ряда зарубежных гастролей Шаляпин всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать. Тем более, что предложений от международных театральных антрепренеров у него было много.
Шаляпину удалось получить разрешение на выезд на долгосрочные гастроли за рубеж и летом 1922 года он уехал из России вместе с семьей.
Какое-то время отсутствие артиста на Родине не замечали. Но в конце концов Штирлиц догадался - явка провалена его спохватились. И любовь с обожанием быстро сменились со стороны власти и ее "певцов" на злую критику и ненависть.
Так, Маяковский в 1926 году, критикуя Горького и его пребывание за рубежом, написал стихотворение. В нем он прошелся и по Шаляпину: "Или жить вам, как живет Шаляпин, раздушенными аплодисментами оляпан? Вернись теперь такой артист назад на русские рублики – я первый крикну: "Обратно катись, народный артист Республики!".
Годом позже к Шаляпину был уже более серьезные вопросы. В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов. Вскоре в одном из большевистских журналов это было подано как "поддержка белогвардейцев".
Уже 2 июня в только что учрежденной "Комсомольской правде" на статью откликнулся Маяковский - он записал Шаляпина во враги: "С барина белого сорвите, наркомпросцы, народного артиста красный венок!".
"Наркомпросцы" просьбу выполнили: 24 августа 1927 года постановлением Совнаркома РСФСР Шаляпин был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.
Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты.
Постановление 1927 года было отменено "как необоснованное" Советом Министров РСФСР через 53 года после смерти певца - 10 июня 1991 года.
И ЧТО с того? - хочется спросить у волюнтаристов, кричащих сегодня "убрать!", "стереть!", "отобрать!", "конфисковать!".
Запрет возвращаться в СССР Шаляпину уничтожил его славу на Родине? Нет.
Сегодня Россия отмечает 150-летие артиста. Он точно не забыт.
Отобранное звание Народного артиста лишило его статей во всех энциклопедиях? Тоже нет.
Пример Шаляпина, о чьем 150-летии в эти самые дни по полной программе трубят все федеральные телеканалы, показывает очень простую вещь.
Да, прямо "здесь и сейчас" гневным запретителям, которые судорожно объявляют одних певцов иноагентами, а песни других изымают с российских радиостанций, властью предоставлен карт-бланш.
Но в долгосрочной перспективе это не отразится на истории российской культуры НИКАК.
Те, кто любили по-настоящему творчество выдающихся российских артистов, которые уехали в 2022-м, продолжат любить и слушать их песни и дальше. Что бы конкретно про них не говорили телевизионные "моськи" и "халифы на час".
Осуждение Шаляпина и запрет на въезд в СССР не стёрли его имя из истории российской культуры. Как раз наоборот - оно лишь сделалось там от этого еще более прочным.
То же самое будет и с современными артистами. Есть подозрение, что те, кто поносит их сегодня, на самом деле это отлично понимают. И именно это понимание заставляет их быть такими яростными и нетерпимыми. Как говорят в России, "знает кошка, чьё мясо съела".
От того, что какая-то депутатка предлагает заменить с помощью нейросети во всенародно-любимом фильме великого режиссера известную актрису другой, ей не видать ни красоты "негодной" актрисы, ни ее огромной славы.
От того, что кому-то удастся "национализировать" или конфисковать конкретный дом, дачу, машину известного актера, певца, музыканта, режиссера или художника, место конфискатора в истории не станет иным. Строку в истории культуры того, кого он "раскулачил", ему (или ей) всё равно не занять.
О другом аспекте этой яростной, но бессмысленной борьбы хорошо написано, например, здесь:
Одним словом, история учит - тех, кто готов учиться. Так и пример Шаляпина, чье 150-летие отмечает сегодня Россия, пойдет на пользу тем, кто способен учиться на примерах истории.
Ну, а остальным ничего не поможет. И это тоже часть реальности, в которой нам всем предстоит теперь жить.
- У Третьяковской галереи новый директор - политолог, которая работала в Газпроме. Предыдущий директор-искусствовед уволена
- Дмитрий Медведев заставляет всерьез беспокоиться о его психическом здоровье