10 подписчиков

Менеджмент "Теория заинтересованных лиц" (Эдвард Фриман)

Кто и в какой степени определяет успех организации?

Кто и в какой степени определяет успех организации?

Теория заинтересованных лиц, как их называют сейчас стейкхолдеры, разработанная философом и преподавателем менеджмента Эдвардом Фриманом, подразумевает, что рациональное использование ресурсов и устойчивое развитие организации зависит от разнообразных взаимоотношений с разными группами заинтересованных лиц. Она контрастирует с преобладавшим в конце XX века предоставлением о том, что корпорации, в сущности, должны заботиться только о своих акционерах. Таким образом, теория заинтересованных лиц представляет собой этичный взгляд на управление компаниями, учитывающий организационные особенности. Управление взаимоотношениями заинтересованными лицами необходимо для оптимальной работы бизнеса и развития его потенциальных возможностей. Лежащие в его основе теория является описательный, нормативной и практической одновременно. Эта теория и менеджмент на её основе ориентированы главным образом на создание ценностей и обмен ими, а также на эффективное управление бизнесом. Эффективность здесь подразумевает способность создать как можно больше ценности для как можно большего числа значимых заинтересованных лиц. Соответственно, эта теория должна показать, как можно описать бизнес через отношения с заинтересованными лицами.

Кто и в какой степени определяет успех организации?-2

Теория показывает целесообразность выявления и анализа поведения различных заинтересованных лиц, влияющих на организацию. После этого для каждой группы заинтересованных лиц можно разработать стратегию. Анализ необходим, чтобы выявить индивидов или группы, которые с наибольшей вероятностью повлияют на поведение организации или окажется под его влиянием, а также рассортировать их в соответствии с оказанием эффектом.

"Заинтересованное лицо" -это любой человек или организация, которые могут повлиять на действия субъекта анализа или испытать влияние с его стороны. Обычно этим субъектом является организация.

Заинтересованных лиц можно поделить на следующие группы:

- основные заинтересованные лица ( на которых организация влияет больше всего и напрямую или которые напротив, оказывают самое сильное влияние на организацию)
- второстепенные заинтересованные лица на которых организация влияет косвенно или которые косвенно влияют на неё
- ключевые заинтересованные лица, влиятельные лица и лица, принимающие решения в отношении основных и второстепенных заинтересованных лиц.

Существуют разные подходы к ранжированию влияния и интересов заинтересованных лиц. В частности, К ним относятся Матрица власти-интереса Менделоу, трёхмерное распределение власти, интереса и отношения Мюррея-Уэбстера, круг заинтересованных лиц Борна и подробная социограмма Морено.

Пример матрицы Борна АО "ТВЭЛ"
Пример матрицы Борна АО "ТВЭЛ"

Анализ заинтересованных лиц позволяет лучше понять ситуацию и составить план по управлению взаимоотношениями с различными их группами. Он помогает определить сильные и слабые стороны, возможности её угрозы в разнообразных отношениях заинтересованными лицами, а также распределить соответствующим образом ресурсы. Кроме того, он позволяет увидеть, каким образом организация влияет на благополучие отдельных заинтересованных лиц. Подобный анализ необходимо учесть при ответе на вопрос, как именно интересы этих лиц должны быть отражены в плане проекта, стратегии, программе или где-то ещё.

Чем лучше учтены интересы всех заинтересованных лиц, тем больше поддержки и меньше отбора получат идеи и действия организации.
Кто и в какой степени определяет успех организации?-4

Заинтересованное лицо-это довольно масштабный И многозначный термин. Это понятие может означать разные вещи для разных людей и поэтому вызывает как признание, так и презрение со стороны многочисленных ученых и практиков. Такая широта интерпретации одна из сильнейших сторон этой теории, но одновременно - одна из главных её помех. На практике модель помогает выявлять и анализировать заинтересованных лиц, однако никак не указывает на то, кто из них может быть важнее других для организации.