842 подписчика

Неделя о блудном сыне. Готовимся к Великому Посту.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня воскресение именуется Неделей о блудном сыне, по тому Евангельскому чтению, которое читается в храмах, по той притче в Евангелии, которая все нам хорошо известна. И когда мы читаем эту притчу, когда задумываемся о том, как это к нам относится, то очень полезно вспомнить тот тропарь, который поет Церковь в сегодняшнее воскресение "Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.".

Эта притча о блудном сыне понимается нами не как, что-то отвлеченное, а как наша личная автобиография, восприятие наших отношений с Богом. Потому что мы все - блудные дети. Хотя мы стоим сейчас под сводом храма, а может даже причащались Святых Христовых Таин, но мы блудные дети Господа, которые ушли от Господа на страну далече и уходим на страну далече очень часто. То, что дал нам Господь мы расточаем эгоистично, потребительски и теряем то сыновство, которое дал нам Господь "блудно мое иждих житие...ныне обнищавшее мое да не презриши сердце".

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Блудный сын обнищал, не только в том, что он промотал свое имение, обнищало его сердце, оно было истощено грехом. Грех истощает природу человека. Какое то время он забавляет человека, удовлетворяет человека в той или иной степени, развлекает человека, но потом рано или поздно он истощает его душу, делает человека пустым, обветшавшим. И вот чтобы опять вернуться к жизни, требуется прийти в себя. Блудный сын, что сделал? Он пришел в себя и поэтому смог вернуться к своему отцу. Потому что все что он делал на стране далече, блудил, веселился, развлекался, потом ел эти рожцы вместе со свиньями и никак не мог ими насытиться, все это было вне самого себя. Человек забыл свое призвание быть сыном Божиим, посчитал что он сам по себе, стал жить для себя. И вот в этом разрыве в отношениях с Небесным Отцом вся трагедия и заключается блудного сына, заключается и наша трагедия. Потому что "иждивая блудно" то, что Бог нам дал, мы уродуем сами себя, прежде всего, свое сердце, которое должно Господу принадлежать, должно Господу служить.

Блуд в понимании святоотеческом это не только грехи против седьмой заповеди, связанные с какими-то плотскими неправильностями, искажениями нашей жизни. Блуд для Святых Отцов это всякое прилепление нашего сердца к чему-то, кроме Бога. Если наше сердце страстью какой-то поражено, например, сребролюбие, это тот же самый блуд. Он по-другому проявляется в нашей жизни, но это тот же блуд, потому что он отлучает сердце человека от Бога, он лишает его Богосыновства. И другие какие-то могут быть страсти, которые претендуют на сердце человека, овладевают сердцем человека, заставляют его работать этому греху. А главное человек теряет вот эту связь сыновства.

И как вернуться? Вернуться, только если мы пожелаем быть наемниками у Бога. Вот это очень важный такой момент. Потому что сразу иметь дерзновение, сказать «я опять могу вернуться и стать Господи твоим сыном» не получится. Потому что сердце умерщвлено грехом, оно глухое ко всему благому и благодатному. И для того, чтобы оно ожило для Бога требуется пройти путь. Вот как этот блудный сын, он не просто где-то в мечтах вернулся к своему отцу. Он встал одел котомку за спину, босой может быть, в лохмотьях, но он пошел. Может быть оставаться с этими свиньями, и есть ту похлебку, и есть те рожцы было проще, но он преодолел инерцию жизни и пошел к отцу. Как наемник. Он не претендовал уже на то, чтобы быть сыном, это отец так его встретил. А сам он воспринял то, что он может хотя бы наемником быть у отца.

Д.Лосев "Блудный сын"
Д.Лосев "Блудный сын"

А что значит быть наемником? Это значит работать Господу, за какую-то мзду, хотя бы внешне. Вот и наше обращение к Богу начинается с наёмничества. Мы не можем сразу стать сынами Божиими, для этого сердце наше не готово. Вот иногда люди приходят в храм и говорят на исповеди, что у них не получается хотя бы молитвы утренние или вечерние читать внимательно и не рассеянно. Так откуда у них может быть нерассеянная молитва? Сердце оно не верно Богу, оно отошло от Господа, оно привязано к земным вещам. Естественно человек стоит на молитве и думает о каких-то своих о житейских нуждах. Да, надо конечно пытаться возвращать свое сознание в слова молитвы, вникать и умом, и сердцем, и понимать самое главное, что мы перед Богом предстоим. Но чистая молитва, абсолютно нерассеянная, всецело дающая духовную пищу человеку, утешение, радость, только тогда возможна, когда сердце чистое, когда оно действительно преисполнено к Богу любви. Для этого нужно очиститься.

Поэтому очень часто наше возвращение к Богу должно иметь хотя бы форму наемничества, когда человек чувство долга имеет перед Богом. Ради Царства Небесного, ради будущей жизни, делать что-то над собой, какие-то усилия. Начинать пост соблюдать. Пускай ему это не нравится, пускай это через силу, с борением определенным. Но человек берет этот труд и употребляет в своей жизни. Или воскресенье, хочется поспать, расслабиться. Но воскресный день Богу должен быть посвящен. Поэтому в любом случае надо взять себя иногда простите "за шкирку" и притащить в храм на воскресный день. Отдать "Божие Богови" (Мф. 22:21) . И вот это наемничество, если оно будет из месяца в месяц, из года в год, если оно будет с усердием постепенным, чтобы от внешнего переходить к внутреннему, чтобы начинать очищать свое сердце, то постепенно это даст свои плоды.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!-3

Потому что если вот этот контур внешней жизни христианской в своей жизни не создать, то никогда ничего на нашей душе не вырастет благодатного, и сыновнего в отношениях с Богом. Только если мы начнем с осознанием, что хотя бы нам наемниками быть у Него. И чтобы какое-то чувство долга, ответственности, что мы не сами по себе, а у нас есть Небесный Отец, родилось в нашей жизни, к которой мы хотим вернуться. Это труд «деятельного благочестия», как говорили Святые Отцы. Он нам необходим, для того, чтобы что-то в нашей жизни изменилось к лучшему. А иначе мы так и будем сидеть на стране делече, также будем есть эти рожцы, которые едят свиньи, т.е. бесы. И то они нас никогда не насытят, не будет удовлетворения все равно от жизни.

Поэтому дай Бог, чтобы состоялось наше возвращение к Небесному Отцу. Пусть в качестве наемников, но мы помним, что Бог нас любит, что Господь за нас жизнь Свою отдал на Кресте, что мы "куплены дорогою ценою" (1 Кор. 7:23), а перед Богом мы согрешили, Богу мы изменили. И только вот такое понимание и осознание, поможет нам изменить что-то к лучшему в нашей жизни, приложив труды покаяния. Аминь.

протоиерей Иоанн Чураков. 12.02.2023г.

записки, поминовения, требы подать в храм онлайн

Друзья, будем рады, если Вы подпишетесь на наш канал.