Здравствуйте, друзья.
Все родители девятиклассников в этом году , наверное, переживали за своих чад по поводу устного собеседования по русскому языку. Все детишки наши разные, у всех разный уровень подготовки, разные условия.
Возможно, статья поможет родителям будущих девятиклассников немного сгладить волнение перед собеседованием. И, конечно, расскажу, как прошло всё у моего старшего ребёнка со льготой. Те, у кого льгот нет, вероятно, тоже заинтересуются.
Вы читаете дневник мамы подростка с психиатрическим диагнозом.
О собеседовании мы узнали осенью и как полагается старший начал готовиться со школьным учителем. Это собеседование является допуском ко всем остальным ГИА. Т.е.не пройдешь собеседование - не допустят до экзаменов. Мне кажется, с первого раза собеседование проходят все, ну очень оно простое. И писать ничего не нужно, и правила знать. Сиди себе и разглагольствуй. Я так все свои устные экзамены и сдавала - взяла билет, просидела, подумала, насочиняла, если совсем тема сложная, и в путь. Как бы не так.
В этом экзамене всё записывается на носитель, который находится в ноутбуке, который находится в аудитории, которая находится в чужой школе (корпусе). Вся болтовня ученика - записывается. Собеседник есть в виде чужого учителя, который ничего не может подсказать, только задавать вопросы и нажимать на кнопку ноутбука.
В собеседовании четыре задания, каждое из которых подразумевает получение определенного количества баллов. И каждое задание имеет определенные критерии оценивания. Т.е.один критерий в высказывании отсутствует - минус балл и т.д. Если ученик набрал 10 баллов и больше, он прошёл собеседование. Количество баллов в дальнейшем ни на что не влияет по идее. Отметка не ставится, есть лишь "зачёт/незачет".
Чтение вслух, пересказ, монолог, диалог. Что сложного? Всё просто. Ага, щаз. Потому что сначала критерии оценивания нужно донести до ребёнка, чтобы он не отходил от них и ничего лишнего не сделал и не наговорил. Так же на каждое задание выделяется фиксированное время (для моего это самое сложное оказалось). Сам экзамен длится +/-15 минут.
При подготовке в самом начале учительница наша сказала, что есть проблемы и сын может не сдать, потому что совершенно не умеет пересказывать, всё забывает, не тянет. Я так немного в шоке оказалась, как так, это ж русский (а не страшная алгебра) чего там не уметь? В общем, стали готовиться.
Сначала я полезла разбираться, что к чему с самим экзаменом. Всё поняла, потому что сама немного готовлю к экзаменам и структуру знаю. Распечатала несколько вариантов и поехали.
Чтение вслух? Без проблем. Мой с трёх лет читает. Да вот названий городов и фамилий не знает,и как правильно их произносить тоже не знает. А за это можно и балла лишиться. С выразительностью проблем не было. Поэтому всё равно читал при мне. Сказывается много чего. От нежелания читать книги до катастрофически узкого круга общения и отсутствия интересов.
Пересказ. Тот же текст. Здесь оказался полный затык, потому что мы сразу начали готовиться по времени: 2 минуты готовится, 3 пересказывает. И начался ахтунг. Как только я нажимала кнопку таймера, сын забывал вообще всё и секунд двадцать молчал, силясь что-то вспомнить. Плюс в этом задании разрешено делать заметки и он их делал. И в результате пересказ состоял только из этих заметок (отдельных слов, друг с другом логически не связанных). Это реально было ноль баллов. Ну, один, если пару предложений всё таки вспоминал.
Монолог. Четыре тезиса, по которым нужно составить логически связанную историю или своё мнение, привлекая всякие разные языковые средства. Или фотография, которую нужно описать по определенным критериям. Сын выбрал фото, в принципе, описал. Средне, но задание выполнено. Очень обидно, что парень, которого я по ин.язу готовлю в ГИА, на чужом языке такое же задание делает намного красочнее. Ну да ладно, фото я решила не терзать дальше, критерии все на месте
Диалог. Та же тема, что и третье задание, но уже с собеседником. Здесь главное внимательно его слушать и правильно выражать своё мнение. О всяких средствах логической связи я знала, поэтому поделилась с сыном, он запомнил. Беседа ему давалась легче всего. Болтун потому что.
Из проверки уровня своего ребёнка я вынесла то, что подготовлен он плохо, особенно беда с пересказом. А что главное в ГИА - главное знать стратегию выполнения. Можно и некоторых слов не знать, а догадаться и выполнить задание верно, используя стратегию.
Я полезла в уже проверенный ресурс подготовки к ГИА, просмотрела замечательное видео по устному собеседованию, поняла стратегию пересказа и остальных заданий, и поспешила поделиться ею с ребёнком.
Взялись,конечно, за несчастный пересказ. Первое, что нужно было понять - нужны ли письменные заметки, ведь это лишнее время, которое можно потратить на работу с текстом. Пробовали делать заметки по стратегии (выписать "цифры", названия, действия), дело пошло лучше, но всё равно последний абзац сын катастрофически не успевал договорить. А это минус два балла (цитату тоже не успевал вставить,а это обязательно!). Цитату решили просто лепить в конце, если забыл про неё. А потом отказались от заметок и попробовали не включать таймер.
Без заметок Ребёнок стал пересказывать лучше, вернее, нормально, хорошо стал пересказывать. Но подсознательно считал секунды и от волнения не успевал снова. Поэтому я перестала включать таймер. И дело пошло. Все микротемы учитывал, порядок не нарушал. Предложения были простые, но логически связаны. Тоже правило любого устного экзамена - чем проще, тем меньше вероятности сделать ошибку.
Вот так мы и садились с распечатками два-три раза в неделю и сын тренировался. Стратегия выполнения облегчила жизнь значительно, а учитель почему-то ей не пользовалась. Но они тоже готовились и вроде всё неплохо получилось.
Накануне экзамена ребёнок разорался. Что он тупой и ничего не сдаст, "всёпропалопоравалить". Кричал, сетовал на то, что не успеет, забудет, страшный учитель и вообще. Сели за пересказ снова. Контрольная подготовка, типа. Попросил на время и ничего не получилось. Текст был сложный, не про известную личность, как в большинстве билетов (вариантов), а про культурное явление. Ребёнок совсем сник. Говорю, плевать на таймер, пересказывай ещё раз как сам бы рассказал своими словами без него. И такой хороший пересказ получился, я даже зааплодировала. Но не три минуты, а пять. И цитату вставил хорошо тоже. На этом ребенок остановился и сказал, будь что будет.
На следующий день пошёл. Сдавал он в своём же корпусе, но для него одного опечатали целый этаж. Бред, конечно, но таковы правила. Собеседником у него выступал учитель из его корпуса, но он с ним никогда не пересекался.
Большим облегчением было то, что не было таймера, на весь экзамен было отведено 15 минут. Он успел всё. И хотя у меня были варианты, но я ему не успела ничего отправить, сын справился. Прискакал довольный ко мне на приход, мы там общественными делами занимались и всей толпой тётушек наших молилсь за успешное прохождение собеседования.
Видно было, что отлегло у сына. Ещё одна причина для волнений ушла, да ещё и силы свои и возможности оценил. Главное - стратегия! Первый этап пройден, впереди четыре экзамена и поступление...
Пока ждём результатов, но он уверен, что прошёл. Вечером получил пиццу, наелся до отвала.
Как ваши дети проходили собеседование по русскому и как готовились?
Благодарю за внимание .