Найти тему

Царь я, царь! Иван Васильевич Грозный!

2,5K прочитали
Ходят слухи, что этот знаменитый гайдаевский фильм могут запретить. В наши дни уже кажется, что все возможно: запреты сыплются, как из рога изобилия.

Ходят слухи, что этот знаменитый гайдаевский фильм могут запретить. В наши дни уже кажется, что все возможно: запреты сыплются, как из рога изобилия. Все, что может навести население на «неправильные» мысли, нещадно запрещается. Что касается «Ивана Васильевича» - нельзя не признать, что туповатый управдом Бунша, случайно попавший на царский трон, кое-кого напоминает.

Бунше здорово повезло, что рядом с ним оказался опытный аферист Милославский. Именно Жоржу, кстати, и пришла в голову идея одеть Ивана Васильевича в найденные в сундуке «царские шмотки» - самому управдому мысль заделаться царем поначалу показалась совершенно дикой.

Нарядившись монархом, Бунша уже находит смелость рявкнуть на царское «подразделение альфа» с топориками,

"Вон!!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.
"Вон!!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.

и по подсказке Милославского соглашается подписать указ, отправляющий войско на войну, т.к. очень боится разоблачения. Надо отметить, что без помощи Милославского «царь» не пробыл бы на троне и пяти минут. Но очень скоро Иван Васильевич входит во вкус, начинает чувствовать себя самодержцем, наводящим страх на окружающих, и стучит кулаком по столу, с грозным видом поднимаясь и вопрошая: «Какая это собака?!»

"Какая это собака?! Я не поволю про царя такие песни петь!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.
"Какая это собака?! Я не поволю про царя такие песни петь!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.

На замечание Милославского, что зря снял повязку, желая покрасоваться перед царицей: «Не царская у тебя физиономия!» - Бунша уже высокомерно отвечает: «Но-но, с кем говоришь, холоп!!»

"Но-но, с кем говоришь, холоп!" - Бунша уже чувствует себя настоящим царем. Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.
"Но-но, с кем говоришь, холоп!" - Бунша уже чувствует себя настоящим царем. Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.

Наконец, «нарезавшись», (а, может, хлебнув абсолютной власти?) он уже теряет связь с реальностью и не слышит роковых для себя слов: «Дорогой самодержец, мы пропали!!», и развязно заявляет: «Я требую продолжения банкета!»

"Я требую продолжения банкета!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.
"Я требую продолжения банкета!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.

Вернувшись домой, Бунша, правда, мгновенно приходит в себя и даже «сам предается в руки родной милиции», т.е. правосудия.

"С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на неё и уповаю!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.
"С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на неё и уповаю!" Кадр из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", СССР, 1973 год, режиссер: Леонид Гайдай.

На такой финал рассчитывать точно не стоит… Но Бунша был царем всего несколько часов – может, поэтому он в финале такой покладистый? Если бы он застрял в XVI веке, в роли Ивана Грозного, на целые десятилетия – вероятно, он вел бы себя иначе.

Мне приходилось слышать мнение, что Леонид Гайдай еще 50 лет назад каким-то образом почувствовал систему, разглядел будущее… я ни в коем случае не умаляю заслуг талантливого режиссера, творения которого навсегда останутся золотым фондом нашего кинематографа, но что касается сюжета «Ивана Васильевича» - то он придуман не Гайдаем. Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова, о чем, увы, знают далеко не все. Правда, Гайдай перенес действие в 70-е годы, ну и, конечно, создал великолепную постановку.

Это Михаил Афанасьевич еще 90 лет назад разглядел, сколько людей оказываются не на своем месте благодаря философии «кто был никем, тот станет всем». Путать социальные лифты, равные возможности - с прыжком «из грязи в князи» - большая ошибка. Знал великий Мастер, к чему это приведет. Его пьеса почти столетие была просто смешной комедией, а вот теперь стала трагикомедией со смыслом.

Я думаю, что и «требование продолжения банкета» мы услышим совсем скоро.

Ставьте лайк, если согласны с автором. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!