56,5K подписчиков

Как понять задачи на движение

2,3K прочитали

Задачи на движение в математике вызывают особое затруднение у многих учеников. Чаще всего объяснять все нюансы их решения мне приходится четвероклассникам, обучающимся по учебнику Л. Г. Петерсон.

Расскажу о способах и методах, которые помогали моим ученикам понимать задачи на движения и с легкостью их решать. Ведь если потренироваться их решать, то затруднений в дальнейшем не будет. Но для начала надо четко представлять, какой тип задачи на движения перед нами:

  • встречное движение
  • движение вдогонку
  • движение в противоположном направлении
  • движение с отставанием
  • движение по реке

У каждого типа задач будет своё решение. Однако есть общие для всех задач величины: скорость, время, расстояние. Обозначаются они соответственно буквами V, t. S.

Формулы для запоминания и решение простых задач на движение представлены на картинке:

Задачи на движение в математике вызывают особое затруднение у многих учеников. Чаще всего объяснять все нюансы их решения мне приходится  четвероклассникам, обучающимся по учебнику Л. Г. Петерсон.

Если ребенок совсем не понимает, что такое путь, время, расстояние, формул и вообще смысла движения, то следует объяснить ему это на игрушках.

Обычно тяжело это понимать девочкам. Мальчики быстрее схватывают принципы решения задач на движение из-за их любви к игре с машинками.

Я обычно беру машинку, но в принципе показывать можно и на бумажном самолетике, кораблике или даже кукле. Рисую на листе дорожку, говорю, что это путь или расстояние, которое должна проехать машинка, обозначается оно буквой S. "А теперь провези машинку от начала до конца дорожки, а я засеку по телефону сколько секунд она будет ехать".

Фото автора
Фото автора

Показываю таймер с секундами - это время, обозначается оно буквой t. Далее прошу найти скорость машинки, то есть сколько сантиметров в секунду она проехала. Для этого надо по линейке измерить путь и разделить его на время, за которое машинка проехала этот путь. Скорость обозначается буквой V. Записываем формулу, решаем задачу.

После такого наглядного объяснения ребенок сразу понимает, что такое путь, время и расстояние, а также запоминает, как решать простые задачи на движение.

Далее переходим к более сложным задачам. Типы задач представлены на картинке:

Задачи на движение в математике вызывают особое затруднение у многих учеников. Чаще всего объяснять все нюансы их решения мне приходится  четвероклассникам, обучающимся по учебнику Л. Г. Петерсон.-3

На игрушках также наглядно объясняем, что значит двигаться навстречу друг другу, что такое движение с отставанием, вдогонку и движение в противоположных направлениях.

Такую табличку перерисовываем себе в отдельную тетрадку, делаем плакат-подсказку, вешаем его на стену перед столом. При решении задач по учебнику пользуемся подсказкой первое время для определения типа задачи и понимания, по какой формуле нам надо её решать. Далее решение задач доходит до автоматизма.

Для учащихся по учебнику Л.Г. Петерсон: мы также рисуем схемы движений и делам плакат по каждому типу задач. Такой плакат надо заполнять постепенно. Разобрали на уроке по учебнику решение задачи одного типа - сразу записываем в плакат, разобрали другой тип - опять записываем, разобрали третий тип - снова записываем. Их по данному учебнику будет очень много, а без плаката можно потом просто запутаться в формулах и видах решений.

Ставьте "нравится", если было полезно.

Пишите в комментариях, как вам даются школьные задачи на движение.