Найти тему
Авто Энциклопедия

Сферический ГАЗ в вакууме. Автобус выдерживающий ядерный взрыв

Когда-то, как и сейчас, мир готовился к ядерному апокалипсису. Правда, тогда, к этому попросу относились всерьез. По обе стороны железного занавеса в случае атомного удара сдаваться не собирались. Зато, готовились в этих специфических условиях воевать и побеждать. На пике холодной войны, в 50- 60-х годах, было разработано немало интересной техники. Начиная от танка, выдерживающего ядерную ударную волну до универсального автобуса.

В 64-м году в строй встал новый советский грузовик повышенной проходимости ГАЗ-66. Легендарная "Шишига" быстро стала пользоваться у военных заслуженным уважением. На ее базе было сконструированно огромное количество целевых спецмашин. В том числе и для действий в условиях повышенной радиоактивности. Позднее, эти машины будут задействованы во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

-2

Однако, военных интересовал фундаментальный вопрос - возможно ли сделать автомобиль, который способен действовать не просто в условиях заражения, а непосредственно в зоне поражения ядерного взрыва. Ответ на этот вопрос постарались дать в НИИ при испытательном институте автомобильной техники Министерства обороны.

-3

Автобус для боевых действий во время ядерных ударов был разработан в 1964 году. Базой для него стал все тот же "проходимец" ГАЗ-66. Основным поражающим фактором ядерного удара считается чудовищная ударная волна. Поэтому, военные конструкторы сделали кузов экспериментального автобуса сверхобтекаемым. Почти шарообразным. По той же причине, кузов его был выполнен без единого шва, монолитным.

-4

Защиту от лучевого поражения автобусу обеспечивали многослойное листы стеклопластика. От термического - проложенные между ними пенопластовые панели. Кроме того, салон был герметичен и снабжен системами обеспечения автономного жизнеобеспечения, воздух проходил через систему фильтров. У "атомного автобуса" был невероятно высокий клиренс, что позволяло бы ему передвигаться в условиях как бездорожья, так и по территории разрушенных ядерным взрывом населенных пунктов.

КШ-66
КШ-66

Скорее всего, автомобиль предполагалось использовать как универсальный. В случае нужды, его можно было оборудовать и в штабной автобус, и в машину разведки. Было сделано всего несколько подобных образцов. Как и все образцы подобной техники, автобуз ГАЗ-66 КЗ-1 был скорее испытательным. Работа над его созданием велась, в основном, с целью получить важные наработки. Что-бы в случае чего, иметь готовые образцы для развертывания производства. Военные продолжали работать в этом направлении. Преемником КЗ-1 стал созданный в 72-м году году КШ-66.