Крупнейший театральный драматург XX века – Бертольд Брехт

10 февраля, 125 лет назад родился Бертольд Брехт (1898–1956) – немецкий поэт, драматург, режиссёр, теоретик искусства. Автор «Трёхгрошовой оперы», «Мамаши Кураж» и «Доброго человека из Сезуана».

10 февраля, 125 лет назад родился Бертольд Брехт (1898–1956) – немецкий поэт, драматург, режиссёр, теоретик искусства. Автор «Трёхгрошовой оперы», «Мамаши Кураж» и «Доброго человека из Сезуана».

Бертольд Брехт (настоящее имя Ойген Бертхольд) родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, в семье фабриканта.

В гимназии увлекался литературой и историей античности. Рано прекратил отношения со своей обеспеченной семьёй. Изучал литературу и философию, медицину.

Как поэт получил известность благодаря публикации антивоенной баллады «Легенда о мёртвом солдате» (1918). Впереди армии, идущей на фронт, марширует разлагающийся труп солдата, убитого в бою.

Позже, близкий к коммунистам, Брехт будет сочинять стихи без рифмы и со свободным ритмом, баллады, протестные песни. Немецкие рабочие изберут своими боевыми гимнами его «Песню единого фронта» (1930) и «Хвалу партии» (1931).

В 20-е годы Брехт представляет левое, пролетарское немецкое искусство. Пишет скандальные, эпатирующие пьесы. Получает премию им. Клейста за пьесы «Ваал» (1922), «Барабаны в ночи» (1922), и «В чащобе» (1921–1922).

Именно тогда он выдвигает свою теорию эпического, «неаристотелева» театра. Театральная система Б. Брехта основана на принципе условности и прямого воздействия на сознание зрителя. Выступает за принцип «отчуждения» – разрушение иллюзии правдоподобности на сцене. Сопереживание происходящему не нужно. Необходимо заставить зрителя мыслить и рассуждать.

Театр Брехта злободневен и всё более успешен. В постановки Брехта введён ряд новшеств – зонги, вставные песни с ироничным комментарием происходящего, во время исполнения которых действие останавливается, и у зрителя появляется время на обдумывание; рассказчики, объясняющие происходящее на сцене, говорящие от имени персонажей (приём восточного театра); прямое обращение персонажей к зрителям в зале. Всё это делается в целях «идеологического воспитания зрителей средствами искусства».

Брехт работал в соавторстве с композиторами (Курт Вайль, Ханс Эйслер, Пауль Дессау), занимался возрождением средневекового жанра «обучающих», или поучительных, пьес, теперь используемых для обучения пролетариата.

«Солдат всегда солдат», другой перевод «Что тот солдат, что этот» (1926) – произведение, которое пользовалось популярностью, так же, как и более позднее, на музыку К. Вайля, – «Взлёт и падение города Махагони» (1929).

Настоящую славу Брехту принесла «Трёхгрошовая опера» (1928), пьеса, созданная в особом музыкальном жанре, близком к опере. По словам критика Г. Мельникова, «Трёхгрошовая опера» – «злая, саркастическая издёвка над миром, где в сущности, нет разницы между гангстером и бизнесменом, между организованной преступностью и «приличным» обществом, где правят законы наживы и эксплуатации, уродующие даже хороших людей».

С приходом к власти Гитлера в 1933 году Брехт был вынужден уехать из страны. Жил в Праге, Вене, Париже, Швейцарии, позднее в Скандинавии. В 1941 году перебрался в США.

Вместе с немецкими писателями-эмигрантами В. Бределем и Л. Фейхтвангером издавал антифашистский литературный журнал «Ворт» («Слово»), который выходил в Москве.

Продолжение читайте на портале.

Автор статьи: Юлия Великанова.