При разработке конструкции коробок из картона и гофрокартона необходимо учитывать характеристики упаковываемой продукции, физико-химические свойства и цену материала упаковки, а также другие факторы.
Процесс проектирования коробок обычно включает следующие стадии:
Выбор материала.
- защитные свойства материала упаковки (механическая прочность, влаго-, жиро- и газонепроницаемость и т.д.);
- Материал коробки должен обеспечивать стабильность ее формы при эксплуатации, от чего зависит качество выполнения тарой защитной и логистической функций, в частности способность коробки предохранять товар от повреждений и потерь, ее пригодность к стапелированию и т.д. Стабильность формы коробки зависит от ее конструкции и механических характеристик материала, из которого она изготовлена.
- толщиной материала;
- Толщина материала выбирается в зависимости от объема коробки и массы продукта, который будет в нее упаковываться. При увеличении объема коробки и массы продукта требуемая толщина материала возрастает.
- минимизация расхода материала;
- соответствие формы и размеров коробки требованиям логистики;
- технологичность конструкции коробки для сборки и упаковывания товара;
- удобство коробки для потребителя;
- привлекательный внешний вид.
При определении формы и габаритных размеров коробки необходимо принимать во внимание практику их унификации. Унификация картонной тары по типоразмерам и конструкции служит для рационализации ее производства, транспортировки и хранения. Унификация картонных коробок способствует снижению расходов на их разработку, изготовление, содействует организации серийного и поточного производства на высокопроизводительном автоматизированном оборудовании. Значительно снижаются также затраты, связанные с упаковыванием товаров в коробки, транспортировкой, хранением и продажей упакованной продукции.
Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены регламентированные стандартами размеры групповой транспортной упаковки (модульной упаковки): поддонов и контейнеров. В настоящее время стандартные поддоны для железнодорожных перевозок имеют размеры 800×1200 и 600×1200 мм, для морских перевозок стандартом ISO рекомендованы поддоны размером 1000×1200 мм. Размеры модульной упаковки являются сегодня определяющими при проектировании погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, расчете площадей складских помещений, магазинных стеллажей и т.д.
Для использования преимуществ унификации тары габаритные размеры коробок должны быть кратны размерам модульной упаковки.
Важным требованием, предъявляемым к картонным коробкам, является их пригодность к работе с автоматизированным упаковочным оборудованием. Конструкция коробки должна предусматривать возможность ее автоматической сборки с последующим упаковыванием в нее товара и формированием групповых модульных упаковок.