На радость ценителей автомобильной культуры, на ВДНХ можно посмотреть машины власти, которые не пошли в серийное производство.
Эту выставку посвятили истории конструкторских разработок тех авто, которые были созданы только для руководителей СССР и нынешней России. Главная особенность заключается в том, что представленные модели не выпускались в производство, поэтому публика их не видела.
Куратор выставки Илья Сорокин отметил: «Прежде чем машина отправится за ворота завода, сначала проводилась титаническая работа конструкторов и дизайнеров. Разрабатывалось много эскизов, «подмалевков». Правда большинство из них выбрасывались или просто их оставляли на память. Некоторые из идей находили свое воплощение в пластилиновых, стеклопластиковых или деревянных макетах в разных масштабах, даже 1:1. Про обычные автомобили нечего говорить – там редко что остается. А вот для первых лиц государства – тут совсем другое дело, для этих разработок существовал гриф «секретно». Именно поэтому выставка уникальна. Многие экспонаты представлены на ней первый и последний раз».
Выставка охватывает более чем 100-летнюю историю отечественных машин. На стендах можно увидеть эскизы моделей, которые не видел и не увидит никто, некоторым повезло стать пластилиновыми макетами, но на этом их история закончилась.
Даешь советский бьюик
«Красный Путиловец»
Можно увидеть советский автомобиль представительского класса «Ленинград-1» или как его еще называли «Красный Путиловец». Его в 2021 году можно было наблюдать в усадьбе Гребнево, неподалеку от Фрязино, видимо, там снимали документальное кино. «Модель «Красный Путиловец» была создана в 1933 году. За образец взяли лимузин Buick 32-90, и чтобы ознакомиться с конструкцией, приобрели у Америки две таких машины, одна из которых была нужна, для того, чтобы снять чертежи с деталей. До сих пор идут споры, собирали «Ленинград-1» из своих деталей или они были куплены в Америке.
По сей день в интернете гуляет лозунг тех времен «Даешь советский бьюик!». Ведь именно эта цитата показывала всю гордость советского народа за отечественные заводы, которые осваивали и изготавливали самую сложную зарубежную технику.
Мишка и Райка
ЗИЛ-4102 или «Райка»
Большой интерес вызывает ЗИЛ-4102, поскольку это довольно популярная модель среди любителей автоистории, и многие блогеры рассказывают о ней. В 1988 году создали две модели, названные «Мишкой» и «Райкой». «Мишку» разобрали, а «Райка» осталась. Но почему-то многим не нравится оформление автомобиля. По слухам, в массовое производство ЗИЛ-4102 не пошел из-за низкой оценки Михаила Горбачева. А может, из-за финансового вопроса, что более вероятно.
Кортеж для президента
Президентский Aurus
На выставке было уделено особое внимание конкурсным работам по разработке современного представительского авто. 10 лет назад был проведен конкурс «Кортеж для президента», который собрал около 120 проектов со всего мира. Проект-победитель принял участие уже в профессиональном конкурсе от НАМИ. Так был рожден президентский «Aurus». Все работы, участвовавшие в конкурсе, будут представлены только один раз. Прототипом «Aurus» был ЗИС-110, появившийся после ВОВ. Сам же дебют автомобиля прошел в 2018 году в ходе инаугурации Владимира Путина.
Попав на эту выставку, творческие посетители вдохновятся идеями проектов, которые были засекречены и попали в «стол». Выставка будет открыта до 16 апреля на ВДНХ, павильон 53.