Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом группы AC/DC «High Voltage», 1976 г. – самое популярное ее произведение перед восхождением на рок-Олимп

В 1976-м году австралийская рок-группа AC/DC записала «High Voltage» - свой первый альбом для мирового рынка на лейбле Atlantic, и этот альбом в итоге выстрелил так, как не выстреливало ни одно другое творение группы, записанное в Австралии. Исключение составляет только альбом того же 1976 года - «Dirty Deeds Done Dirt Cheap», проданный по всему миру вдвое большим количеством. Но то была совсем другая история, от качеств самого альбома не зависевшая.

AC/DC «High Voltage», 1976  г.
AC/DC «High Voltage», 1976 г.

Хочу пояснить заголовок этой статьи, а то у кого-то он может вызвать недоумение. Самый популярный альбом группы AC/DC на мировом уровне – это «Back in Black» 1980 года выпуска, проданный на сегодняшний день только в США тиражом более 25 миллионов экземпляров. Второй по популярности – это «Highway to Hell» 1979 года – 7 «платин». Третий – «Dirty Deeds Done Dirt Cheap», 1976 г. – 6 миллионов. Четвертый – «The Razors Edge» 1990 года, 5 «платин». А «High Voltage» 1976 года выпуска стоит по этому показателю всего лишь на пятом месте, собрав в США всего 3 «платины».

И как же он умудрился стать самым популярным в дискографии группы?

Ну, во-первых, это самый первый альбом, выпущенный компанией Atlantic, то есть, именно с этой пластинки AC/DC начали выпускаться во всем мире. Вместе с этим это был самый популярный из-за своих реальных музыкальных достоинств альбом, записанный в Австралии, а не в Европе или Америке, как почти все более «платиновые», чем он, альбомы группы.

То есть, это самый популярный конкретно «австралийский» альбом, потому что из всех, записанных в Австралии, его по «платинам» побил только «Dirty Deeds Done Dirt Cheap», тоже записанный в Австралии – 6 «платин». Но при этом следует учитывать, что «D.D.D.D.C.» до 1981 года в США вообще не выпускался, а во всем мире он до этого момента имел довольно скромные успехи, в то время как «High Voltage» продавался достаточно бойко. В любом случае свои «платины» «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» начал собирать уже после того, как группа вышла на международный уровень, и если посещала свою родину, то только с гастролями. По большому счету разгон ему дал «Back in Black», появившийся за год до его выпуска в США.

Вот потому «High Voltage» я и считаю самым популярным альбомом группы ее «австралийской эпохи» (1974-1978 гг.). А самые интересные альбомы, как ни крути, группа записала именно в эту эпоху, даже эпохальный «Back in Black» потерял очень много в музыкальном отношении с приходом Брайана Джонсона, потому что настоящий AC/DC – это именно Бон Скотт, а не Джонсон. А с Джонсоном группа хоть и не растеряла своей музыкальной привлекательности, но из AC/DC превратилась в совсем другой проект, который я назвал бы «Brian Johnson & AC/DC».

Первый австралийский альбом группы AC/DC - "High Voltage", 1975 г. С него были взяты две песни для "международного" альбома-сборника "High Voltage" 1976 года
Первый австралийский альбом группы AC/DC - "High Voltage", 1975 г. С него были взяты две песни для "международного" альбома-сборника "High Voltage" 1976 года

Остается только решить вопрос с «Highway to Hell», который я считаю вообще лучшим произведением AC/DC, но я прекрасно помню, что когда я услышал этот альбом в первой половине 80-х, он мне почему-то жутко не понравился. А моими фаворитами тогда были «High Voltage» (1976 г.) и «Let There Be Rock» (1977 г.) - последний был первым диском, который я услышал вообще из всего творчества группы, сразу после моего возвращения из армии, где новая рок-музыка мне была недоступна. И когда я эту запись прослушал, то натурально выпал в осадок – слушал в наушниках на полной громкости, и после прослушивания волосы у меня стояли дыбом. На другой день прослушал снова, но уже без наушников – волосы все равно стали дыбом.

Пластинка альбома "High Voltage" 1975 года
Пластинка альбома "High Voltage" 1975 года

И тут вдогонку мне подкинули диск «High Voltage» - и я стал выпадать в осадок снова.

Вот эти два альбома тогда и заставили меня поднять AC/DC в списке моих фаворитов на одно из первых мест, а «Highway to Hell» я раскусил гораздо позже, после страшной пьянки, когда я плясал под эту музыку как бешеный. И наутро после похмелки мне захотелось выяснить – под что же там плясать можно было??? И вот так утречком под пиво я прогонял песню за песней с этого альбома, и к концу этого выяснения в сравнении с «Дорогой в Ад» померкнул даже дичайший по саунду и замыслу «Let There Be Rock». И это было справедливо, потому что «Highway to Hell» - настоящий шедевр, жаль, что Бон Скотт после него так нелепо перекинулся, лишив свою группу первобытной свежести и превратив ее тем самым в чисто коммерческое предприятие.

Второй австралийский альбом группы AC/DC - "T.N.T.", 1975 г., который послужил основой для "международного" альбома-сборника "High Voltage" 1976 года
Второй австралийский альбом группы AC/DC - "T.N.T.", 1975 г., который послужил основой для "международного" альбома-сборника "High Voltage" 1976 года

Ну ладно, не будем о плохом, а будем о хорошем. «High Voltage» и на самом деле альбом убойный, хотя немного не дотягивает до лучших релизов AC/DC – при сравнении прекрасно чувствуется, что музыка не претендует на шумовое подавление слушателя, как это уже начало реализовываться на альбоме того же года «Dirty Deeds Done Dirt Cheap». Но дело в том, что «High Voltage», который был выпущен в 1976-м на международном лейбле Atlantic, на самом деле не был цельным альбомом, а представлял собой обычный сборник.

Внутренний разворот альбома AC/DC "T.N.T.", 1975 г.
Внутренний разворот альбома AC/DC "T.N.T.", 1975 г.

В 1974-75 годах AC/DC очень много выступали в Австралии и светилась на всяких местных телешоу, пытаясь заинтересовать своей музыкой какой-нибудь более-менее крупный европейский или американский лейбл. В 1975 году музыканты уже записали две пластинки - «High Voltage» и «T.N.T.», но они были популярны только в Австралии и Новой Зеландии, а на остальной мир возможности австралийской звукозаписывающей компании Albert Productions, которая выпустила эти диски, не распространялись.

Но оказалось, что кое-кто за австралийским музыкальным рынком все же следил, и в начале 1976-го крупный американский, но скорее международный, лейбл Atlantic Records соизволил предложить самой крутой австралийской рок-группе свои услуги. Он заключил с AC/DC контракт, что, помимо выпуска пластинок очень массовыми тиражами позволяло группе гастролировать по всему миру.

Ясно, что это был прорыв на мировую музыкальную арену с последующим заходом на рок-Олимп, и музыканты AC/DC бросились срочно записывать для «Атлантика» свой новый альбом. Успели записать всего пару песен, но новые благодетели поторопили – некогда, мол, корпеть над записью, альбом нужен срочно. А раз готового альбома нет, то выпустим сборник, благо есть из чего набрать для него песен.

Английский выпуск альбома AC/DC «High Voltage», 1976  г.
Английский выпуск альбома AC/DC «High Voltage», 1976 г.

Так и появился «международный» вариант «High Voltage», даже новое название для него придумывать не стали, а просто взяли последний «австралийский» альбом группы «T.N.T.», выбросили из него пару песен, заменив их двумя треками из первой версии «High Voltage». Вот так и получился «первый международный альбом» AC/DC, который в основную дискографию входит не как сборник, а как полноценный LP. И практически весь мир очень долго даже не подозревал о реальном положении дел, так как информация для меломанов начала появляться только в эпоху CD, когда два «первенца» группы стали распространяться по всему миру на носителях нового типа сначала пиратским образом, а потом и официальным.

Слева - немецкий выпуск альбома AC/DC «High Voltage», 1976  г. (лицевая часть конверта), справа - американский (задняя часть конверта). В принципе, конверты для немецкого и американского вариантов различий не имели, в отличие от английского выпуска
Слева - немецкий выпуск альбома AC/DC «High Voltage», 1976 г. (лицевая часть конверта), справа - американский (задняя часть конверта). В принципе, конверты для немецкого и американского вариантов различий не имели, в отличие от английского выпуска

По крайней мере, в СССР до самого начала 90-х никто и в глаза не видел двух первых «австралийских» альбома AC/DC, и даже не слышал о них. Это сегодня можно не выходя из дома просто купить любой из этих дисков винилового выпуска 1975 года в Интернет-магазинах, а в те времена даже моряки, побывавшие в Австралии, почему-то не везли эти пластинки на родину. Вот поэтому у нас «High Voltage» на Atlantic Records и считался очень долгое время первым альбомом, да, в принципе, он и сегодня таковым считается, а реально первые два альбома просто не учитываются как самостоятельные единицы. Кое-кто их даже считает этакими «полноформатными мини-дисками», донорами для первого альбома группы и сборниками всяких редкостей.

Вот так сборник вполне официально превратился в полноценный альбом, потому мы его и будем рассматривать как полноценный альбом, а не как сборник. А всё, что ему предшествовало, я описал в трех других публикациях, ссылки на которые размещены ниже. Советую почитать, и многое, что касается появления первых дисков AC/DC, и которое я опустил в этой статье, станет понятным.

А пока же рассмотрим все шедевры этого альбома по очереди. Костяк группы во всех треках составляли братья Янги и Бон Скотт, в большинстве треков на бас-гитаре играл Марк Эванс, а на барабанах стучал Фип Радд. Эти песни взяты со второго альбома «T.N.T.», который записывался уже с постоянным составом, кроме двух песен.

Но в трех номерах «атлантического» сборника «High Voltage» вместо этой пары засветились совсем другие музыканты, которые принимали участие в создании первых «австралийских» альбомов до того, как текущий на 1976 год состав устаканился. Об этих изменениях я расскажу в комментариях.

Сторона 1:

1). It's a Long Way to the Top (If You Wanna Rock 'n' Roll) (5:10) «Это долгий путь к вершине (Если ты хочешь рок-н-ролл)». Шикарная вещь, я когда ее впервые услышал, то она сразу стала для меня и хитом, и шлягером, и вообще бестселлером и блокбастером одновременно. Рассказывают, что идея применения в песне волынки пришла в голову продюсеру Джорджу Янгу, старшему брату гитаристов AC/DC. Он слышал, что шотландец по происхождению Бон Скотт когда-то играл в оркестре волынщиков, позвал его и спросил – может ли тот озвучить волынку в этой песне? Бон Скотт моментально ответил, что конечно, может, легко. Правда, потом оказалось, что в оркестре волынщиков Скотт играл не на волынке, а на барабанах, но после предложения Джорджа Янга он буквально за один день выучился играть на этом инструменте. Однако потом он пожалел об этом, потому что на концертных исполнениях с волынкой приходилось очень сильно трудиться, чтобы попадать в нужный такт, одно дело сделать студийную запись, а другое – использовать волынку на концерте рок-группы.

2). Rock 'n' Roll Singer (5:00) «Рок-н-ролльный певец». Довольно «интеллектуальная» композиция, я бы даже сказал, что это такой прог-рок в мире рок-н-ролла и даже в металле. Мне сначала эта песня не показалась интересной, даже невзирая на четко прописанный ритм, отличную риффовку и шикарную соло-гитару. Но впоследствии я перестал эту песню игнорировать и даже вижу в ней особую прелесть, хотя она совершенно не «фулиганская», невзирая на все скрежетания и завывания, издаваемые Боном Скоттом.

3). The Jack (5:50) «Джек». У этой песни интересное название, на самом деле «джеком» в Австралии (а может и не только там) называют триппппер (слово изменено по цензурным соображениям). Довольно неплохой блюз, но я почему-то ранние блюзы в исполнении AC/DC не очень люблю. А на этом диске их сразу два – перебор, однако.

4). Live Wire (5:45) «Провод под напряжением». Еще один шикарный номер. У AC/DC было несколько песен подобного плана, и все из них я обожаю. Долгое время этот номер открывал практически каждое концертное выступление группы.

Сторона 2:

5). T.N.T. (3:30) «Тринитротолуол». Как видно, эта песня специально записывалась как хит, да она, в принципе, хитом и является, и особенно она впечатляет в концертных исполнениях, потому что в студийном варианте она сильно причесана, а на живых выступлениях музыканты себя ни в каких проявлениях своей музыкальной необузданности не ограничивают.

6). Can I Sit Next to You Girl (4:06) «Могу я сесть рядом с тобой, девочка». Эта песенка в стиле глэм-рок была написана еще на самом раннем этапе существования группы, где-то в начале 1974 года. Летом того же года она была записана с первым вокалистом Дэйвом Эвансом и вышла на сингле, а также была исполнена на телешоу, и эта видеозапись одновременно стала и первым клипом AC/DC. Впоследствии, когда пришел Бон Скотт, песню перезаписали с уже постоянными музыкантами для альбома «T.N.T.», откуда она в 1976 году и перекочевала на сборник «High Voltage».

7). Little Lover (5:26) «Маленький любовник». Этот блюз был написан и записан для первого альбома AC/DC «High Voltage» 1975 года, и в основном был творением Малькольма Янга, которое, как он сам рассказывал, сочинял и отделывал более 10 лет. На бас-гитаре в первоначальной версии играл Роб Бэйли, на барабанах – Тони Карренти, а соло-гитару озвучил Малькольм Янг. Но перед помещением песни на сборник Джордж Янг перезаписал партию баса, а Ангус Янг перезаписал соло (хотя ходят слухи, что соло на финальной версии все же не Ангуса, а Малькольма). Барабаны Карренти перезаписывать почему-то не стали.

8). She's Got Balls (4:46) «У нее есть яйца». Эта шикарная песня – о бывшей жене Бона Скотта. О чем там в ней поется – я не переводил, но, видимо, суровая была женщина, судя и по названию трека, и по его мощному саунду. Композиция взята с альбома «High Voltage» 1975 года, на барабанах – Карренти, на басу – Джордж Янг.

9). High Voltage (4:18) «Высокое напряжение». Еще один фирменный хит AC/DC, без которого не обходится ни одно выступление. Эта композиция взята с альбома «T.N.T.», но тут снова барабаны Карренти, а бас – Джорджа Янга.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ AC/DC НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Музыка AC/DC до Бона Скотта, с первым вокалистом Дэйвом Эвансом (1973-74 гг.). Видео и аудио

AC/DC и Бон Скотт, 1975 г. Два первых «австралийских» альбома и поиски зарубежного спонсора

Провальный дебют AC/DC 1976 года, допрыгнувший в США до 6 «платин» - «Dirty Deeds Done Dirt Cheap»

«Let There Be Rock» 1977 г. ~ самый «дикий» диск AC/DC. Но корни его можно найти в музыке британцев Status Quo

Альбом «Powerage», 1978 г. ~ последнее произведение AC/DC на ниве панк-рока