Христианство и философия. Движение философской мысли с древних времён до нашего времени. Первая часть

163 прочитали
 Платон. Источник: Яндекс. Картинки
Платон. Источник: Яндекс. Картинки

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти." (Кол. 2: 8-10).
С древних времён человек стремился к познанию окружающего мира, а также к познанию бытия человека, отношения человека и окружающего его мира. Для изучения этих вопросов существует наука философия (с др.-греч. - "любомудрие; любовь к мудрости"). Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Философия - "особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира". Википедия. Предмет изучается в современных вузах, оказывая влияние на формирование мировоззрения людей.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Христианство появилось только в I веке н.э. после Пришествия Христа. А стремление к познанию мира и своего бытия в мире было у людей до этого. Философия возникла ещё в древние времена. Философия зародилась первоначально в VII—VI вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. В частности, известны труды античных философов Фалеса Милетского, Гераклита, Парменида, Зенона, Сократа, Платона, Диогена, Аристотеля. И несмотря на то, что эти мыслители не были знакомы с христианством, но в их учении были идеи, которые близки с христианскими истинами, полученными через Божественное Откровение. В частности, в античной философии использовалось понятие "Логос", означающее слово, речь, соотношение, пропорция, определение, счет, разум, причина, мнение, смысл. Впервые термин "Логос" упоминается Гераклитом Эфесским (около 544 г. до н. э. - около 483 г. до н. э.). Гераклит в деятельности Логоса видел гармонизацию мира: видимый хаос – война, вражда, пожирающий все огонь, воды, губительные для человека, есть условие космического – упорядоченного, вечного и прекрасного бытия. Зенон Китийский (334 г. до н. э. - 262 г. до н. э.) - основатель стоицизма, "объявляет устроителем (disposilor) природы вещей и творцом мироздания Логос, который, по его словам, есть и судьба, и необходимость событий, а также Бог и душа Юпитера."

Ин. 1: 1-5, 9-14. Источник: Яндекс. Картинки
Ин. 1: 1-5, 9-14. Источник: Яндекс. Картинки

В учении Сократа (около 469 г. до н. э., — 399 г. до н. э.) были мысли, близкие к истинам христианства. Сократ сосредоточился на этических проблемах. В частности, основы его этики заключались в отождествлении добродетели и знания. Так как каждый по определению желает себе блага, то при наличии истинного знания о том, что есть благо, он будет поступать соответствующим образом, - считал Сократ. Господь говорит: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно." (Мф. 6: 22-23). По толкованию Святых Отцов, око душевное - это просветлённый ум, отличающий добро от зла. Царь и пророк Давид говорит: "Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим." (Псалом 118: 105). То есть слово Божие наставляет на истинный путь. Все добродетели, по мнению Сократа, сводятся к знанию, к мудрости, а преступления и неблаговидные поступки - к их отсутствию. Святитель Иоанн Златоуст тоже считает незнание истины большим злом: "От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия... Не взирающие на луч божественного Писания много и часто грешат, так как поистине ходят в самой глубокой тьме!..". Мудрость мы приобретаем, изучая слово Божие. Господь говорит: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". (Мф. 4: 4). К безусловно полезному Сократ относил заботу о душе и её совершенствование. Сократ не считал себя мудрецом. "Я знаю, что ничего не знаю - говорил философ". Такое мнение о себе говорит о его смирении. Сократ говорил, что есть одна, объективная истина. Если она объективна, если она неизменна, вечна, то она не относится к миру материальному. Она может относиться только к миру, в котором нет изменений, то есть к божественному. И если истина одна – значит, это и есть Бог. Бог один. Сократ искал истину и познавал её до возниконовения христианства, и Господь, по всей видимости, открывал ему некоторые истины. Известны утверждения Сократа, изложенные его учеником Платоном (428/427 или 424/423 – 348/347 до н. э.): "Никто не желает зла" или "Все желают добра"; "Никто не делает зла по своей воле"; "Лучше терпеть несправедливость от других, чем творить её самому" - тоже близки к христианским истинам.

Сократ - древнегреческий философ. Источник: Яндекс. картинки
Сократ - древнегреческий философ. Источник: Яндекс. картинки

"Ученик Сократа Платон во многих своих произведениях подробно рассматривает теорию о бессмертии души. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии." Из Википедии. (Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична). "Идеальное государство, по Платону, состоит из трех сословий: высшего (мудрецы и философы, которым и надлежит управлять государством, так как только они способны нести заботу о правильном образе жизни всех граждан), сословия стражей, или воинов, и сословия прочих граждан (так называемое "сословие кормильцев" - ремесленников, крестьян, дельцов, которые обеспечивают государство всем необходимым)." https://ria.ru/. Именно мудрости просил у Бога царь Соломон, чтобы управлять народом Израиля. Это было угодно Богу, и Господь дал ему вместе с мудростью богатство и славу.

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете...-5

"А древнегреческий философ Диоген Синопский (около 412 г. до н. э., — 323 г. до н. э.) в своём учении пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Чувство зависимости от внешних обстоятельств, согласно Диогену, было уделом раба. Известно история, что Диоген жил в огромном глиняном пифосе, который зачастую называют «бочкой»." Из Википедии. Аскетизм, отказ от земных благ, господство над похотями плоти присущи и христианским подвижникам. "Аристотель (384—322 гг. до нашей эры) — греческий философ утверждал, что мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин." Из Википедии. Это соответствует христианской истине, что мир сотворён Богом. "Аристотель вслед за Евдоксом (ок. 408 г. до н. э. — ок. 355 г. до н. э.) учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Аристотель также говорил: "Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек."" Из Википедии. Сейчас нам известны имена великих святых, живших вдали от людей, в пустыне, превзошедших человеческую природу, таких как преподобная Мария Египетская, которая могла при молитве подниматься от земли и ходить по воде. Так, во времена, когда мир лежал во тьме язычества, были мыслители, которые познавали истину, изучая мир вокруг.

Аристотель. Источник: Яндекс. Картинки
Аристотель. Источник: Яндекс. Картинки

В I в. н.э возникло христианство. Учение не человеческое, а проповеданное Христом - вочеловечившимся Богом. "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа." (Гал. 1: 11-12). Распространялось христианство Апостолами - учениками Христа. Главный смысл жизни для человека на земле - это покаяние и спасение души. Для этого нужна вера; "покайтесь и веруйте в Евангелие." (Мк. 1: 15) - этими словами Господь Иисус Христос начал Свою проповедь. Господь вочеловечился, чтобы человек обожился, достиг Царства Небесного, веруя в Господа Иисуса Христа и соблюдая Его заповеди. Христианин призван уподобиться Христу, обожиться, тогда он может достигнуть Царства Небесного, войти в достоинство сына Божия и быть на равне со святыми Ангелами; "а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения." (Лк. 20: 35-36). Апологеты (историческое название преемников апостолов и мужей апостольских — пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий новой эры) выводят, что Христианство есть истинная, Богом открытая философия, открытая потому, что разум человеческий не мог постичь истину. Если люди не могли найти сами это содержание, то главным образом потому, что человеческий разум был повреждён грехом; что это так, ясно из того, что ближе всего подходили к истине философы, меньше всех грешившие (Сократ). Как в языческих религиях, так и в учениях философов есть крупицы истины. Всё предлагаемое в христиантстве согласно с разумом, и наоборот, всё истинно разумное в язычестве согласно с христианством; Сократ и Гераклит были христианами до Христа, Платон был аттический Моисей. Википедия. Наряду с христианством в первые века новой эры существовала философия неоплатонизма, которая представляла собой синтез идей Платона, логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии, идей индуистской философии.

Иисус Христос. Источник: Яндекс. Картинки
Иисус Христос. Источник: Яндекс. Картинки

Христианская Церковь была гонима в первые века её существования, но в последующем, с 313 г. христианство стало обретать статус государственной религии в Римской империи. Затем христианство становится господствующей религией. Думаю, потому что это учение не человеческое, а данное через божественное откровение. В Средние века на территории Европы христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества. Вера в Бога - была основой мировоззрения средневекового человека, а Церковь регулировала жизнь средневекового общества. И конечно христианство оказало определяющее влияние на развитие средневековой философской мысли. Первоначальным этапом развития христианской философии является патристика - философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Патристика (этап развития христианской философии со II по VI век н. э) внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. В качестве объектов познания Отцы Церкви выделяли Бога и душу. Затем появилась схоластика (VII -XIV вв. н.э.) - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля. Википедия. Основными вопросами, решаемыми схоластикой на начальном этапе ее существования стали вопросы формализации религии и систематизации христианства, поскольку в те времена философская наука считалась инструментом познания Бога. Мыслители-схоласты считали, что сознание, при его верном использовании, помогало человеку не только приблизиться к Богу, но даже объединиться с Ним.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Фома Аквинский (1225 г. - 1274 г.) - крупнейший философ-схоласт и теолог времён Средневековья. Высшим бытием, источником и Творцом всего сущего у Аквината выступает Бог, универсальными качествами которого (трансценденталиями) являются Единство, Истина и Благо. Основными идеями Фомы Аквинского были следующие: "Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже Божественной премудрости. Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia). У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней, высшим знанием о Боге. Она основывается на Божественных откровениях. Приобщение к Божественному знанию достигается через откровения. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо. Википедия. Интересны мысли Фомы Аквинского о взаимоотношении науки и веры: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство. "Вера и разум, наука и религия отнюдь не противоречат, а дополняют друг друга. Наука – это всего лишь еще один способ познания Бога и Его творения". Так, средневековые философские направления патристика и схоластика ставили в центр изучения Бога и душу, обращаясь к самому авторитетному и древнему источнику — Библии - слову Божию. В Библии рассматривается полный свод истин, сообщенных людям Богом.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что идеи античных философов, рассмотренные в статье, не противоречат христианству, а во многом близки с христианскими истинами. Думаю, что благодаря любви этих мыслителей к мудрости, стремлению к приобретению знаний, им были открыты мысли, близкие к истине, данной позже через божественное откровение Иисуса Христа, что говорит о том, что истина одна. В эпоху Возрождения (XV в. - начало XVI в.) произошли большие успехи в науке. Тогда же произошли изменения в философских взглядах мыслителей того времени, что отразилось и на взглядах мыслителей, живших в последующие времена. Продолжим эту тему в следующей статье.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

"Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею." (Притчи 3: 13-15).
Источники:
https://fil.wikireading.ru/, https://studfile.net/, https://azbyka.ru/otechnik/, https://pravoslavie.ru/, https://ru.wikipedia.org/, https://studfile.net/ , https://dzen.ru/a/XNQCjUrdRwC0FiNa, https://dnevnik-znaniy.ru/, https://translated.turbopages, https://www.grandars.ru/, https://bible.by/fater/, sites.google.com, https://ria.ru/.

https://dzen.ru/id/6225f3127124ba47b933d9 - ссылка на канал Христианство в картинках - небольшой и уютный канал Дзена, повествующий о нашей религии - Христианстве. Присоединяйтесь!

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!