Группа «Кино» оставила отпечаток на советской музыке. Сегодня молодежь обращается к смыслам тех лет. В разные периоды жизни моё отношение к песням группы было от восхищения музыкой и голосом Цоя до непонимания строк текста. Различные песни для определенного периода в жизни: «Перемен», «Место для шага вперед», «Кукушка» и ещё пару. Однако недавно случайно набрёл на песни «Бездельник» и «Бездельник 2». Простые слова и понятные образы человека без цели и смыслов в жизни. Но разобрать направление мысли в композициях, мне показалось интересным, с точки зрения нового человека и изменения социума. Вышли они в 1982 году в альбоме «45».
Если правильно понимаю обе композиции написаны в 1980 году. Время изменений и отказа от старой идеологии. Интеллигенция перестраивается на «Западную дорогу»- советское старое, а на Западе все новое и лучше. Выросло поколение, где люди ищут альтернативу советскому образу жизни. «Кино» подхватило эту «волну». В РСФСР был закон о тунеядстве, если человек не работал, то он мог получить срок или исправительные работы. То есть осужден по статье Уголовного Кодекса. Поэтому приходилось устраиваться на работу во всякие организации, на разнообразные должности. Нельзя было зарабатывать литературой или музыкой, не будучи официально трудоустроенным в какой-то организации. Например, чтобы выступать с концертами, надо было работать в филармонии и иметь музыкальное образование. Поэтому выбор будущих музыкантов (не всех) был разнообразен: сторожа, кочегары, дворники и т.д. Виктор Цой это также пережил. А вот оба «Бездельника» и будут написаны об отчуждении к пережитку прошлого.
Разберемся с текстом песен.
Кино – Бездельник – текст
Гуляю,
Я один гуляю.
Что дальше делать, я не знаю,
Нет дома,
Никого нет дома,
Я лишний, словно куча лома, yуy.
Я бездельник, о-о, мама, мама,
Я бездельник, y-y…
Я бездельник, о-о, мама, мама.
Родители на работе, человек в обществе чувствует себя лишним, ненужным, даже гулять не с кем, потому что у других есть занятия.
Городская цивилизация уже отошла от деревни с кучей обязанностей по дому и хозяйству. Научно- техническая революция сделала мир безопаснее и легче для обеспечения базовых потребностей (еда, питье, жилье и т.п.). При этом открылось много свободного времени для проведения досуга. Дети были в секциях, кружках. Книги, журналы, море информации для рассуждения. Но все это в песне отрицается- леность и безделье. Вот такой гимн нам приготовили.
Текст песни:
В толпе я
Как иголка в сене,
Я снова человек без цели.
Болтаюсь,
Целый день гуляю,
Не знаю, я ничего не знаю, yуy.
Этим Цой показал, что человек без цели, не понимает зачем образование и получение специальности. Ведь хождение в пустоте лучше. Важнее ничего не знать. Стремления к чему-либо растворяются в сознании. Но это слушали и слушают. Песня подростка о том, как целое поколение не находит себя в действующей парадигме государства. При этом могла получиться песня о сложности выбора будущего для себя, но Цой именно подчеркнул выводы, которые видел в старой политической системе.
Кино – Бездельник-2 – текст
Нет меня дома целыми днями,
Занят бездельем, играю словами.
Каждое утро снова жизнь начинаю.
И ни черта ни в чем не понимаю.
Я, лишь начнется новый день,
Хожу, отбрасываю тень, с лицом нахала.
Наступит вечер, я опять
Отправлюсь спать, чтоб завтра встать.
И все сначала.
Здесь Виктор Цой говорил о том самом «безделье длиною в жизнь». Каждый день однообразен, а понимания как не было, так и нет. Стоит на месте- то есть отбрасывает тень. Взрослые видят перед собой лицо нахала, который ничего не делает и всё равно получает своё. Свободное время, за которое не платит.
Ноги уносят мои руки и туловище.
И голова отправляется следом.
Словно с похмелья, шагаю по улице я,
Мозг переполнен сумбуром и бредом.
Все тело уходит в никуда (главное движение, а цель роли не играет). Словно с похмелья- тяжело идти, ещё и сумбур, и бред слышит на улице. В слова людей и политиков не верит, думая об этом, будто это мусор.
Все говорят, что надо кем-то становиться.
А я хотел бы остаться собой.
Мне стало трудно теперь просто разозлиться.
И я иду, поглощенный толпой.
Становиться кем-то он не хочет. Всё чуждо ему. Остаться собой, всего на всего не слышать толпу и советы. Принцип хороший, но дальше этого никуда мысль не идёт. Нового нет, а прошлый опыт неинтересен.
Обе композиции повествуют, что есть и спать, и заново начать лучше, чем предыдущий порядок. Проблемы в советском союзе были уже видны отчётливо, но кроме либерализации души в буржуазном варианте я не вижу. Свобода для пустой траты времени, а не для великих дел. А ведь общество, о котором рассказала группа «Кино» жило без проблемы современности- безработицы. Да и условия для совершения прогрессивных дел были. Новые дети не плохие и не хорошие, они лишь потребляют, то что начали ещё в 1980-е годы (а если посмотреть внимательнее, то раньше). Обидно ли за Цоя и остальных, мне точно нет. Они жили и сочиняли то, что их окружало и на что надеялись.