"У него должно быть море в глазах",- именно таким образом режиссер Владимир Чеботарев искал актера, который мог бы подойти на роль Ихтиандра. И хотя определение было достаточно размытым, с ним создатель фильма не ошибся.
Для Владимира Коренева море было родной стихией - ведь его отец был контр-адмиралом, и мечтал для сына о карьере моряка.
С отцом и матерью Володя жил в послевоенной Ялте и еще в детстве столкнулся с вынужденной трагедией. Люди от голода охотились на дельфинов, загоняли их в огромные сети, расстрeливали из ружей, дoбивали ножами. Дельфины не сопротивлялись, а рыбаки рассказывали, что перед смертью они пели. Впоследствии Владимир Борисович вспоминал, что их образ всю жизнь стоял у него перед глазами и он сам чувствовал вину перед обитателями моря.
А "Человека-амфибию" он считал знаковым для себя произведением:"Про Ихтиандра я узнал в детстве — от своего дяди. Абсолютно слепого. Как-то дядя приезжал к нам в гости и ночевал со мной в одной комнате. По вечерам, в полной темноте он читал мне "Человека-амфибию" по специальной книжке со шрифтом Брайля. Дядины пальцы бегали по строкам, из окна были видны звезды. Читал он потрясающе! Я словно видел и Ихтиандра, и Гуттиэре, и дивной красоты подводный мир с кораллами и рыбами с глазами индийских красавиц. А через много лет именно главная роль в фильме "Человек-амфибия" изменила мою жизнь. Ну как тут не поверить в судьбу?"
Снимался Владимир в "Человеке-амфибии", еще будучи студентом. Кстати, Анастасия Вертинская была еще моложе - она училась в девятом классе и бегала в местную школу сдавать экзамены.
Эффектный костюм Ихтиандра создавали фактически из того, что было под рукой. Он был сделан из эластичной материи, которая шла на плотные женские колготки. На нее мастера нашивали леской по одной чешуйке из старой кинопленки.
В воде костюм сразу намокал и актера начинало колотить от холода. Тогда пошли на хитрость - под него ему надевали резиновую рубашку. В нее набиралась вода и тело в этой воде согревалось.
Такая "поддевка" была незаметна, поскольку Владимир Борисович был очень худым, ему даже делали некоторые утолщения из поролона.
Как актеры остались живы после опасных съемок - загадка. Владимир Борисович вспоминал, что Анастасии Вертинской нужно было по-настоящему тонуть, опуститься на дно. Ей в купальник подкладывали металлические грузики.
Она набирала воздух в легкие, ныряла и постепенно опускалась на дно. Ее страховали водолазы.
Как только истекала минута с момента погружения – максимальное время, на которое может задержать дыхание неподготовленный человек – они бросались следом, давали ей подышать воздухом из акваланга и поднимали ее на поверхность. Если бы произошла заминка,Анастасия Вертинская могла бы захлебнуться.
Сам Владимир был не робкого десятка, и фактически все подводные трюки исполнял сам, только на самых сложных его заменял дублер.
Но и Коренев чуть было не погиб. Один раз его чуть было не утянуло на дно металлической цепью.
Снимали сцену, когда он, привязанный к цепи за пояс, ловил жемчуг. Цепь была длинной и достаточно тяжелой. Ее свободный конец над водой держал матрос, который случайно цепь отпустил. Это была катастрофа. Цепь потащила актера на дно. Спас Владимира оператор Эдуард Розовский, который бросил камеру и поплыл ловить цепь.
Однажды не сработал акваланг, из которого дублер давал раз в минуту дышать Владимиру. Будучи первым чемпион СССР по подводному спорту Рэм Стукалов мгновенно сорвал свой акваланг, надел его на актера, а сам рванул вверх, без остановок, и "заработал" кессонную болезнь.
Когда он вынырнул, из ушей хлестала кровь - пострадали барабанные перепонки, но Ихтиандр был спасен.
Чтобы этот факт не подействовал на впечатлительного актера, его скрыли, и рассказали только в конце съемок.
Когда фильм начали снимать, над этим очень потешались в США - ведь сам Уолт Дисней отказался от экранизации по причине сложности съемок, а тут эти русские со своей допотопной аппаратурой. Картина стала признанным шедевром. Кстати, Квентин Тарантино, который случайно посмотрел "Человека-амфибию" на заре своей юности, называет его своим любимым фильмом.
В 2008 году одна американская кинокомпания выкупила права на экранизацию книги Александра Беляева. Действие планировалось перенести на берега реки Амазонки. Но дальше планов, как видно, дело не пошло.
Буду благодарна за лайк!