Как известно, в формировании звука электрогитары большая роль отводится усилительному тракту. Это преамп, усилитель мощности (в идеале – ламповые), кабинет с гитарным динамиком, либо – комбоусилитель. В моем конкретном случае, потратить сумму, аналогичную стоимости гитары, на покупку небольшого лампового комбика не представлялось возможным ввиду ограниченности финансов. Покупать дешевый транзисторный девайс в муз.салоне также не хотелось, поэтому я принял решение сделать комбик самостоятельно. Уже слышу советы: «Только лампа! Найди старую радиолу и сделай из нее усил! Закажи трансы в инете, а схем валом!». Друзья, все так. В свое время у меня было два ламповых комбика, я знаю, что есть ламповый звук и очень люблю его за динамику, читаемость, прозрачность и особенно – за II и IV гармоники:-). Но, найти радиолу не удалось. Чаще всего слышал фразы: «Где ж ты был раньше, я вот недавно такую выкинул/сдал на металл». Прикинул стоимость анодно-накального и выходного трансов вместе с гитарным динамиком плюс материал на корпус и недостающая обвеска – проще купить готовый комб. Посему, следуя правилу «ЧППР» (что попало под руку), максимально задействовал при изготовлении свои «внутренние резервы».
В качестве корпуса использовал бытовую акустику «Романтика» с установленным в нем динамиком 10-ГДШ на резиновом подвесе:
Позже был установлен динамик от автомобильного сабвуфера:
не мудрствуя лукаво, оконечник сделал на микросхеме TDA2005, весь материал - с сайта Guitar Gear:
Вот что получилось:
Радиатор, конечно, великоват, но пилить было лениво, да и места в корпусе хватает:-).
А теперь мы подошли к самому интересному – преапму. Первым вариантом предполагалась широко известная схема:
И тут я вспомнил о брошюре «В помощь радиолюбителю» выпуск№53 от 1976 года. В ней меня когда-то заинтересовала статья о лампово-транзисторном усилителе ЗЧ. Оригинальная схема предусилителя:
А это – мой вариант преампа:
Изменения относительно оригинала: вместо конденсатора на входе установлен резистор 68К, добавлены конденсаторы параллельно катодным резисторам, буферы на МП39Б заменены на BS170, полностью переработан темброблок под имеющиеся потенциометры, подобраны емкости проходных конденсаторов. Также в преапме реализованы две функции: на гнезде J3 – AUX – вход (позже он был реализован по примеру тру-байпасса на тумблере ТП-2) и линейный выход через «маршалловский» спиксим (проект на Guitar Gear). Фото:
Печатку рисовал старым-добрым способом – от руки на листочке, но, если кому нужно, могу выслать скан. Все детали преампа смонтированы на жестяной пластине и закреплены в верней части колонки:
Надписи делал перманентным маркером, до наклейки руки пока не дошли:-). Усилитель мощности закреплен на боковой стенке комбика с помощью саморезов и подключен к преапму с помощью разъема «тюльпан».
В нижней части колонки смонтирован блок питания. Основу его составляет трансформатор ОСМ-1 0,063 (великоват, но другого под руками не было). Вторичных обмоток у него две: 7 Вольт и 14 Вольт. Схема:
Как видите, питание усилителя мощности реализовано через простейший стабилизатор на стабилитроне КС515 и усилитель тока на КТ805. Предвидя вопрос – почему не КРЕН-ка, отвечаю: для LM7815 значение тока в 1А является практически предельным, в то время, как для транзистора КТ805 – это нормальный рабочий режим. Стабилизация анодного напряжения осуществляется микросхемой LM7818, установленной на плате преампа.
Фото БП (радиаторы взяты от старого компьютерного монитора):
Роль задней стенки выполняет кусок МДФ:
От себя скажу: да - динамик низкочастотный, да – оконечник – транзисторный, да – преамп – гибридный, с электролитами, да еще и с пониженной анодкой (куда не кинь – везде клин:-)). Учитывая, что финансовые затраты на изготовление составили около пятиста рублей – самое то. Также присутствует символический эффект раскачки по входу. Кстати, об эффектах... Впрочем, это уже другая история:-).