Найти тему
новое и старое

14 февраля,или день спуска на воду линкора "бисмарк"

Всем привет! Уже скоро 14 февраля, но немногие знают что это не только день святого Валентина, но и день спуска на воду немецкого линкора "Бисмарк". О нем я и хочу сегодня рассказать в этой статье.

Немецкий линкор «Бисмарк» в устье Эльбы.
Немецкий линкор «Бисмарк» в устье Эльбы.

История этого корабля зарождается в городе Гамбург. За его постройку отвечала судостроительная компания Blohm & Voss (ныне ThussenKrupp Marine Systems AG),по началу он создавался как наследник "карманных линкоров" или же "Дойчландов", и задумывался в основном для рейдов на торговые корабли. Однако позже решили сделать его полноценным линкором германского флота.

И вот настал тот самый день, день спуска на воду новоиспеченного колосса. За этим событием наблюдал сам фюрер вместе с дочкой князя Бисмарка, в честь которого и было названо судно. Для первого после первой мировой войны линкора немецкого флота это было довольно серьезное орудие:241 метр в длину, 36 метров в ширину, броня достигавшая 320мм, 8 380мм пушек SKC34 b 36 зенитных орудий. Всю эту махину обслуживало 2200 крепких матросов.

На палубе немецкого линкора «Бисмарк» во время достройки, август 1940 г. Вид на кормовую башню «Цезарь» главного калибра.
На палубе немецкого линкора «Бисмарк» во время достройки, август 1940 г. Вид на кормовую башню «Цезарь» главного калибра.

Первым заданием для колосса была операция "рейновские учения", в ходе которой "Бисмарк" и "Принц Ойген" должны были выйти в Атлантику через Датский пролив. Главной добычей операции являлись британские торговые судна. Выход в Атлантику должен был быть незаметным маневром, однако 20 мая крадущийся корабль все равно был замечен со шведского крейсера "Готланд", а затем он был замечен на стоянке во Фьордах британским ВВС. К нему отправили отряд бомбардировщиков, однако по их прибытию кораблей уже там не было. Вечером 23 мая немецкая флотилия встретила британские "Норфолк" и "Саффолк". После того как "Бисмарк" открыл огонь те передав о встрече своему командованию отступили, а затем, скрываясь в густом тумане, следовали за немцами на расстоянии 10-14 миль.

"бисмарк" и "принц Ойген" во Фьордах.
"бисмарк" и "принц Ойген" во Фьордах.

На следующий день 24 мая немецкая пара столкнулась с британской: на их пути стояли "Худ" и "Принц Уэльский". Морской бой начался в 5:52 утра на расстоянии в 22 километра. "Худ" дал команду вести стрельбу по первому кораблю, ошибочно посчитав того "Бисмарком". Немецкая сторона некоторое время молчала: им был отдан приказ не вступать в бой в врагом, если тот не входил в конвой. Однако через несколько залпов немцев все же удалось разозлить, и оба корабля открыли огонь по британцам. Обе стороны получили серьезные повреждения, а "Худ" был затоплен, победа осталась за немецким дуэтом. Далее они разминулись, "Бисмарк" самостоятельно направился на ремонт во французский порт Сен-Назер, немецкому принцу же было приказано продолжать атаки на конвои самостоятельно.

Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому линейному крейсеру «Худ» во время боя в Датском проливе
Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому линейному крейсеру «Худ» во время боя в Датском проливе

"Норфолк", "Саффолк" и "принц Уэльский" продолжали преследование, сообщая данные об "бисмарке". 24 мая "бисмарк" развернулся в тумане и неожиданно открыл огонь по своим преследователям. В коротком обмене залпов попаданий не было, но британцы все ровно были вынуждены уклониться. Из-за малого количества топлива линкор был вынужден направляться прямо в Сен-Назер. По пути на ремонт линкор неоднократно подвергался атаке, но он смог избежать критичных повреждений. Эндшпиль гиганта состоялся 27 мая в 8:00. Британские линкоры "Родни" и "Король Георг V" подошли к немцу на расстояние 21 морской мили, на тот момент видимость составляла 10 морских миль и волнение моря достигало 4-5 баллов, а северно-западный ветер достигал 6-7 баллов. Первый выстрел был совершен в 8:47. Из-за критичных повреждений от битвы с "Худом" и "Принцам Уэльским" "Бисмарку" был неспособен уклонятся и точно стрелять, это делало его легкой мишенью для тяжелых крейсеров "Норфолк" и "Дорсетшир". В 9:02 "Норфолк" поразил главный дальномерный пост на фок-матче. В 9:06 снаряд выпущенный с "Родни" поразил две башни "Бисмарка" "Anton", и "Bruno", выведя из строя последнюю. Следующий снаряд поразил передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Оставшиеся башни "Caeser" и "Dora" продолжали вести стрельбу, но неудачно. Вскоре и они вышли из строя. Британцы еще долго продолжали обстреливать судно, но оно не подавало признаков сдачи. Линкор все же затонул в 10:39, из 2200 человек выжило только 116 человек и кот по кличке непотопляемый Сэм.

Выжившие немецкие моряки с линкора «Бисмарк» поднимаются на борт британского крейсера «Дорсетшир».
Выжившие немецкие моряки с линкора «Бисмарк» поднимаются на борт британского крейсера «Дорсетшир».

В заключение хочу сказать, что даже самое сильное оружие бесполезно, если ты не знаешь как его использовать.