В зависимости от функционального назначения и материальной основы (несущей плоскости), на которую наносится красочный слой, живопись делится на монументальную и станковую.
Монументальная живопись воплощает глобальные идеи и значительные темы, напоминает о важнейших событиях прошлого и настоящего. Для неё характерны масштабность композиций и их обусловленность уже организованной архитектурной средой.
Монументальная живопись активно участвует в организации архитектурного пространства, тесно связана с архитектурой.
Произведения монументальной живописи рассчитаны на обозрение с большого расстояния. Им свойственны плоскостность, условность изображений, в основе которых нередко лежит графическое начало.
К основным видам монументальной живописи относятся:
- фреска
- мозаика
- витраж
Её разновидностью является живопись декорационная, ещё в большей степени подчинëнная архитектурным формам и предназначенная для украшения интерьеров и экстерьеров зданий.
К монументально-декорационной живописи относятся стенные росписи, плафоны и панно.
Плафоны (от французского plafond – ровное дно, потолок) — роспись потолка, в которой часто использовался мотив иллюзорного прорыва в открытое пространство.
Такие плафоны зрительно увеличивают высоту помещения.
В эпоху рококо популярностью пользовались настенные панно, помещаемые, как правило, между зеркалами, над изящными столиками и банкетками.
Широкое распространение получили десюдепорты (французский dessus de porte – над дверью) — декоративные и сюжетные композиции аллегорического содержания.