История экзорцизма в христианстве

251 прочитал

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность. В Неразделенной Церкви экзорцизмы проводились часто, а в клире выделяли отдельный чин экзорцистов. В Православии есть и чинопоследование изгнания бесов, и его практикующие. Более того, с глубокой древности и доныне над каждым членом Православной Церкви проводился экзорцизм. Если хотите больше узнать о становлении, развитии и современном состоянии экзорцизма в Православной Церкви, читайте статью.

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.

Евангелие и Апостол. Основание и примеры

О реальности бесовских сил, о их возможном вселении в человека и  изгнании из него прямо говорится в Евангелии. Спаситель Сам исцелял бесноватых (одержимых злыми духами) (см. Мф. 8, Лк. 8), также к Нему намеренно приводили их для исцеления (см. Мф. 4:23-24).

Необходимо выделить три момента:

Христос дал апостолам силу изгонять бесов (см. Лк. 9:1-2) и, отправляя апостолов на проповедь, прямо заповедал им это (см. Мф. 10:5-8).

Тем самым прямо подтверждается реальность демонических сил и необходимость борьбы с ними. Более того, Воскресший Спаситель в последней проповеди перед Вознесением назвал знамением веры способность изгнания бесов (см. Мк. 16:17). Поэтому в Церкви до тех пор, пока в ней есть верующие, должны быть и способные к экзорцизму.

Христос, изгоняя бесов, не вступал в длительные диалоги с ними. Он ограничивался краткими повелениями (см. Лк. 4:32-36), а наибольшее, о чем мог спросить – об их имени (см. Мк. 5:9).

Сейчас актуальность этого фрагмента может быть неочевидной. Но все прояснится, когда речь зайдет о современном опыте практики экзорцизма.

Изгнание бесов под силу не всем.

В 9 главе Евангелия от Марка есть эпизод: апостол Иоанн говорит Христу о том, что Его ученики видели человека, изгоняющего бесов именем Иисуса Христа. Поскольку тот был не из числа апостолов, то последние запретили ему это делать. Христос же, напротив, их запрет не одобрил и повелел им не препятствовать тому человеку изгонять бесов (см. Мк. 9:38-41). Таким образом, видим, что изгонять бесов мог человек, не принадлежащий к числу апостолов и не имеющий священства. Но, по-видимому, имевший твердую веру во Христа.

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-2

Обратный по содержанию эпизод приводится в 19-й главе Деяний. Некие иудейские заклинатели, сыновья первосвященника, пытались изгнать злых духов именем  Христовым, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Изгнать духа не удалось, и он, управляя телом одержимого, сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?», а затем избил их всех. Таким образом, здесь показывается недопустимость магического восприятия Благой Вести и силы Имени Христова.

Развитие и эволюция экзорцизма в Древней Церкви. Его дальнейшая судьба

В первую очередь, экзорцизм преимущественно был частью подготовительных практик катехизических школ. Если сейчас желающему принять Крещение для подготовки к Таинству обычно достаточно изъявить собственную волю, засвидетельствовать свою веру и посетить несколько катехизических лекций, то в древности этот процесс растягивался на годы. И экзорцизм, а вернее даже экзорцизмы, были неотъемлемой частью древнего процесса катехизации. После же Крещения совершение экзорцизма над кем-то было возможным только в случае проявления явных признаков одержимости, либо подозрения в ней.

Участие в нескольких экзорцизмах в течение нескольких недель перед Крещением было обязательным условием для участия в Таинстве в катехизической школе свщмч. Ипполита, Папы Римского (II-III вв.).  В Иерусалимской Церкви IV в. каждая огласительная беседа перед Крещением начиналась с экзорцизма (а беседы нередко проводились ежедневно). Часто экзорцизм был первым действием после изъявления желания человека подготовиться к Крещению и последним перед его принятием1.

Экзорцизму отводилось такое количество времени, что, по-видимому, он был одним из наиболее тягостных подготовительных шагов ко Крещению. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Святое Крещение» увещевал: «Не презирай врачевства заклинания; не ропщи на его продолжительность; и это есть испытание искренности, с какой приступаешь к Крещению». Необходимость столь частых и длительных экзорцизмов обуславливалась верованием древних христиан в то, что предрасположенность некрещеных людей ко греху являлась следствием их подверженности влиянию злых духов.

Участие в экзорцизме должно было сопровождаться постом. Смысл этого союза, как и во многом самого экзорцизма, заключался в параллели с Евангельскими событиями поста и искушения Христа в пустыне. Христос постился и был искушаем, но отвергнул диавола. То же должно произойти и с катехуменом (готовящимся ко Крещению). И когда Христос вышел из пустыни, то отправился креститься к Иоанну, а затем – на служение людям. Так и оглашенный после поста и экзорцизма должен был креститься, а затем понести свой крест.

Как именно совершался экзорцизм?

Общими для совершения экзорцизма в разных церквях были только два элемента – призывание имени Христова (молитва) и дуновение.

На западе экзорцизмы имели более краткую форму и порой сводились только к упомянутым действиям. На Востоке же к этому могли добавляться различные назидательные и символические действия, вроде длительных бесед-возглашений, описывающих адские муки (на основе цитат из Писания и наставлений святых отцов), или вкушения соли (как соль укрепляет тело, так и произносимые молитвы должны были укрепить дух).

Западные молитвы-призывания могли состоять из пары строчек Писания, а на Востоке они были значительно более пространными. Для сравнения приведем два списка молитв, читаемых во время экзорцизма:

Заклинательные молитвы, использовавшиеся в Толедской церкви:

Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Зах. 3:2).
Тебе говорю, сатана, изыди (Мф. 4:10).
Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил (Откр. 5:5)

4 заклинательные молитвы свт. Иоанна Златоуста:

Молитва первая: Боже вечный, избавивший род человеческий от плена диавола, освободи раба Твоего (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам, отступить от души и тела раба Твоего (имя), не находиться и не скрываться в нем. Во имя Твое святое, и Единородного Твоего Сына и Животворящего Твоего Духа, да удалятся они от создания рук Твоих. Да очистившись от всякого демонского действия, поживет чисто, праведно и благочестиво, удостоиваясь Пречистых Таин Единородного Твоего Сына и Бога нашего, с Которым благословен и препрославлен вместе с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-3

Кто мог совершать изгнания бесов?

Существовало две традиции. Первая подразумевала, что возможность совершения экзорцизма – дар Святого Духа, подобный пророчеству или чудотворению. Так, человеку было достаточно почувствовать призвание от Господа и деятельно проявить его в общине. В Апостольских постановлениях сказано: «Заклинатель не рукополагается; ибо славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Святого Духа; потому что получивший дарование исцелений показуется чрез откровение от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем. Если же нужно, чтобы он был епископом или пресвитером или диаконом, то рукополагается».

Другая традиция предполагала необходимость поставления в экзорцисты. Чин экзорциста известен с III в. и в иерархии чинов он находился между чтецом и диаконом. В отсутствии экзорциста изгнание бесов мог производить диакон или священник. Именно эта традиция в конце концов и стала преобладающей, что выражается в правилах Соборов: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах» (26-е правило Лаодикийского Собора).

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Куда пропали экзорцисты и экзорцизмы?

Как уже было сказано, деятельность экзорцистов была прежде всего связана с катехизическими школами. С конца V в. их деятельность начала угасать. Причины на то были разные. Например, наибольшее число Крещений совершалось уже не над бывшими язычниками, осознанно принявшими Христа, а над младенцами, родившимися в христианских семьях. Впрочем, для нас сейчас важен сам факт, а не причины, его повлекшие. И, соответственно, вместе с упразднением катехизических школ не осталось нужды и в экзорцистах.

Тем не менее, сам экзорцизм не исчез окончательно. Более того, он совершался и совершается над каждым членом Православной Церкви. В наиболее краткой его форме он вошел в чинопоследование Таинства Крещения. «Чин отречения от диавола и сочетания со Христом» или «Крещальный экзорцизм» состоит из троекратного отречения от Сатаны, сопровождающимся плевком и дуновением на запад2.

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-5

Другой факт, который нельзя не отметить, заключается в том, что молитвы над бесноватыми можно найти в требниках более позднего периода. Например, в Синайском евхологии или Требнике Петра Могилы, Большом требнике. Это, конечно, не говорит о повсеместном использовании этого чина, так как в Требники часто включаются редко используемые или вовсе вышедшие из употребления чины (например, братотворение или катание епископа на осле). Тем не менее, достоверно известны немногочисленные случаи совершения экзорцизма (например, из жизнеописания патр. Никона). Таким образом, экзорцизм все еще совершался, хотя и в исключительных случаях.

Современная практика и ее неоднозначность

В Поместных Православных  Церквях обычаи совершения экзорцизма разнятся. В Александрийском Патриархате, Антиохийском Патриархате, Элладской Православной Церкви, Польской Православной Церкви, Православной Церкви в Америке практикуется только крещальный экзорцизм. Более или менее регулярно экзорцизм совершается в Иерусалимском и Грузинском Патриархате, Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В Сербском Патриархате для исцеления бесноватых прибегают к Таинству Елеосвящения. В остальных Церквях экзорцизм, чтение молитв от чародейства и т.п., практикуются крайне редко.

Как именно совершается экзорцизм сейчас?

Существует два чина. Один содержится в Большом требнике, другой в Требнике Петра Могилы. Первый является объединением двух древних чинов и состоит из предначинательных молитв, чтения псалмов, Апостола и Евангелия, заклинательных молитв свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста.  Второй – это плод труда свт. Петра по переработке католического чина экзорцизма, в который святитель включил компоненты греко-славянского происхождения. В разных Церквях один чин может совершаться чаще другого, но в целом большее распространение получил первый.

В Русской Церкви XX в.  экзорцизм, в некотором смысле, пережил свое  возрождение. Среди святых начала столетия были экзорцисты, например, прав. Иоанн Кронштадтский, преподобные Глинской пустыни Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов) и др. Но наибольшим образом экзорцизм, теперь чаще называемый «отчитками», начал распространяться в 1990-е годы на волне массового интереса к религии после советского периода. Это время было благоприятным не только для традиционных религий, но и для нетрадиционной религиозности, оккультизма, деструктивных сект и культов. Данный фон стал причиной возникновения и накопления ошибочных подходов к экзорцизму, как со стороны совершающих, так и лиц, к этому чину прибегающих.

Резкий рост прибегающих к экзорцизму ставил под сомнение его целесообразность и эффективность, особенно в случаях повторного обращения к отчиткам.  Один священнослужитель говорил о сложившейся ситуации так: «Я читаю в житиях святых, что святым древности огромного труда стоило одного человека исцелить от одержимости. А когда я вижу, что на отчитку привозят целыми автобусами, то недоверчиво говорю про себя: или наши монахи превзошли Сергия Радонежского, или бесы нынче сговорчивее стали».

Помимо этого, выделялись следующие проблемы: совершение отчиток без благословения архиерея, совершение отчиток из-за корыстных побуждений, признаки психологического насилия в отношении людей, над которыми совершались отчитки, в том числе видеозаписи с последующей публикацией в открытые источники; ложное беснование и кликушество, магическое, потребительское восприятие экзорцизма, случаи духовного повреждения у священнослужителей, часто практикующих экзорцизм.

В то же время, эти проблемы не являются следствием принципиальной ущербности или архаичности практики экзорцизма как таковой и, следовательно, не являются поводом к ее упразднению.

Увеличение числа таких злоупотреблений в последние годы побудило священноначалие приступить к разработке документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма», который будет регламентировать все стороны совершения экзорцизма.

Чтобы избежать злоупотреблений, проект документа уже выдвигает следующие требования:

К лицам, совершающим экзорцизм:

● Совершителю необходимо получение благословения епархиального архиерея.

● Совершитель должен вести высокую духовную жизнь и обладать достаточным опытом для различения тех, кто действительно нуждается в экзорцизме.

● Совершитель должен подготовить себя постом, молитвой и богомыслием, исповедаться и причаститься.

● Совершитель не должен ожидать платы за экзорцизм.

● Совершителю нужно придерживаться двух вышеупомянутых чинов и не вносить самочиния

Экзорцизм не должен совершаться над лицами, не страдающими бесовской одержимостью, в том числе над лицами:

● с психическими расстройствами или заболеваниями

● с искаженными представлениями о духовной жизни

● ложно изображающими беснование

● одержимыми страстями и зависимостями

Стоит ли обращаться к экзорцизму?

Решение должно оставаться за опытным священником, благословленным на совершение отчиток. Однако о некоторых вещах не сказать нельзя.

Здесь будет уместно привести предсмертное свидетельство архим. Адриана (Кирсанова), переданное иеросхимонахом Валентином (Гуревичем):

«Не было, — говорил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12:45). И эти люди снова появлялись на отчитках…» А еще сокрушался:

«Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю?

Когда приходится причащать бесноватых, так им и говоришь:

"Это ваш крест. Все равно, как бес будет действовать: снаружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются"».

Отец Адриан оставил нам это очень важное откровение своих последних дней: сколько он сам претерпел мести от этих изгнанных им бесов, а эти люди не шли в Церковь, не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их.

Только тогда, когда человек впустит в свою жизнь божественную благодать, он будет защищен от  сил зла. В ином же случае ничего не сможет защитить его: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12:43-45).

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-6

И, конечно, если Господь попустил пребывание в таком состоянии, то воспринимать его нужно со смирением и благодарностью. Быть может, именно тяжесть этого состояния повернет человека на путь исправления. Так, например, апостол Павел повелел особо тяжко согрешившего человека «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:2).

Прежде чем пытаться прибегать к экзорцизму, необходимо поучаствовать в таинствах Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения, действительно переменить свой греховный образ жизни. Именно это может полностью освободить душу от влияния нечистых сил. А участие в экзорцизме гарантии освобождения от злых духов не дает - здесь все зависит от благоволения и промысла Божия.

Экзорцизм, преимущественно из-за массовой культуры, в первую очередь ассоциируется с Римо-Католической Церковью. На самом деле эта практика уходит корнями в древность.-7

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!

____________________

1 Это и большинство других исторических сведений, касающихся практик катехизических школ древности, приводятся по монографии диакона Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви».

2 Запад в Библии – символ тьмы и лжи. В контексте Таинства – место обитания Сатаны.