Найти тему
Подборки фильмов

Ушло то лето, ушла эпоха

Виктор Цой – ключевая музыкальная фигура 80-90-х, без чьих песен невозможно представить молодежь того времени. Он и другая знаковая личность творческих кругов – Майк Науменко – просто любили жить, петь, выступать и веселиться, будучи молодыми и немножко бунтовщиками. С них зарождалось рок-движение Ленинграда.

В отзывах на фильм «Лето» встречается немало положительных мнений, но лишь как о картине, не имеющей ничего общего с биографическим жанром. Документальные факты не соблюдены, характеры героев переданы неточно. С учетом того, что эпоха русского рока была относительно недавно, а многие его поклонники здравствуют и лично застали как артистов, так и многие локации, все-таки несоответствие реальным вещам – серьезный недостаток. Ни Вити, ни Майка нет в живых, но они достаточно известны, особенно Виктор, возведенный в ранг культового музыканта. Посему дотошность в деталях и мягкий, щепетильный подход к съемкам кино о них – обязательные условия.

Поклонники приводят в пример появление Питерского рок-клуба. Это важный, сюжетообразующий элемент – его открытие состоялось в 81-м. Но на экране здание не показано. Недостоверное изображение советской действительности – преднамеренная или нет, но слишком часто встречающаяся тенденция современных кинофильмов. Режиссер показывает, что рокерам жилось тесно, но при этом в реалиях их музыка звучала из магнитофонов, повсеместно. У всех творцов были сложности с прохождением цензуры, существовавшей в те годы. Но рокеры спокойно проходили ее наряду с артистами эстрады, устраняя возникшие замечания. Все Цоевские песни, считающиеся революционными, прошли через это.

В рецензии на фильм «Лето» добавим и про актеров. На роль Цоя подобрали внешне похожего, но совершенно иной природы человека. Мимика, жесты, органика, харизма – это попытка скопировать его, но не стать им. Данная мысль пронизывает все кино: автор будто стремился передать Советский Союз, рок-клуб и главных героев исключительно внешними мазками, но никак не точным содержанием.

Стильно, красиво, дух юности и хорошая музыка – отвлекающий фон. Про что на самом деле пели упоминаемые личности – об этом не будет. Что ими двигало, послужило дикой популярности и признания у народных масс, что выделяло их из сотен талантливых музыкантов – кинолента не ставит определяющих вопросов. Ребят выставляют анти-комсомольцами, анти-режимными, и больше никакими. Противопоставление героев существующему режиму подано топорно и шаблонно. В персонажах не чувствуется никакой настоящей свободы, о чем педалируется в сюжете. Они лишь одеваются иначе, размышляют чуть по-другому, делают модные прически. Внутренне перемен и отличий от обывателей не наблюдается. Актеры старались, но им не удалось убедить, что они играют именно тех самых Науменко и Цоя, несмотря на старания гримеров. Последний и вовсе остался пуст.

Недостаточно обозначить известные имена, эпоху, заявить о свободном духе, чтобы получилось хорошее концептуальное кинопроизведение, тем более биография. Ребята так и остались иконами, сошедшими с плакатов фанатов, а не живыми людьми, занимающимися любимым делом в не самых простых условиях, но чья музыка достучалась до сердец миллионов. И по-прежнему греет их, хотя то «лето» давно прошло.