Попробуйте решить два примера.
1. 4*2 =?
2. 3279*958 =?
А теперь попробуйте выполнить следующие упражнения
1. Сядьте на стул.
2. Подогните одну ногу и сядьте на стул на одной ноге.
Теперь разберем все проделанные действия. Первый два действия из разряда мыслительной деятельности. Вторые два действия относятся к движениям. И там и там есть задания, которые вы совершаете без особого труда в одну, две секунды. Нам интересны более сложные задания, и даже не результат, а сам процесс совершения действия.
Чтобы решить сложный математический пример, вы, наверняка, возьмете карандаш, листок бумаги, начинаете что-то писать, складывать. При выполнении сложного физического упражнения вы сосредотачиваетесь на равновесии, будете следить за тем, чтобы не упасть, корректируете положение тела в пространстве.
При решении более легких задач ваша деятельность проходила быстро и легко. А при сложных – более развернуто и заняла определенное время. Психологический механизм более легкой деятельности состоит в том, что она проходит точно также как сложная, только в сокращенном, свернутом виде.
Всем известно, как много лишних движений делают дети, и при этом сопровождают свои действия словами. Так происходит развернутая внешняя деятельность на том этапе, когда она только постигается. Постепенно она переходит во внутренний план.
И чтобы этот переход произошел быстрее и главное, спокойнее для родителей, рекомендуется давать детям внешние опоры в виде подсказок, таких как картинки с нарисованными вещами, которые необходимо надеть на прогулку или инструкции по уборке в своей комнате.
Существуют действия, которые мы совершаем изо дня в день, и даже не задумываемся, зачем мы их делаем. Это умывание, одевание, и т.п. Они происходят как бы сами собой. Здесь тоже работает механизм сворачивания деятельности. Ведь, когда-то и они требовали усилий и внимания.
Режим дня, усвоенный с малых лет, гарантирует человеку способность к самоорганизации. Еще Л.С. Выготский указал, что саморегуляция возможна только после того, как человек научиться подчиняться внешнему плану. После чего у человека формируется внутренний план, по которому ему становится легче управлять своей деятельностью, ну и жизнью в целом. Хорошо же не заставлять себя каждый раз делать элементарные вещи?
Точно так же происходит преобразование других действий человека, например, таких как действия восприятия, или их называют перцептивными. Сколько должен человек за свою жизнь перещупать всяких предметов, обжечься, уколоться, чтобы в будущем без промедления понимать, что горячее, что острое, что круглое, а что квадратное.
Или практические действия, которые направлены на вещественный результат. Только по результату работы, например, сварному шву, можно понять, кто работал - профессионал, который быстрым и уверенным движением прошелся раскаленным электродом по металлу или стажер.
Кроме того, такие же преобразования происходят с эмоциональными переживаниями. Например, сострадание, сочувствие, дружба, любовь. В отечественной психологии, как нигде более, особо отмечается, что эмоциям и чувствам тоже необходимо учиться, так как считалось, что эмоциональные переживания проявляются в действиях. Человек хоть и рождается с природными способностями к эмоциональным переживаниям, но содержанием они наполняются в процессе деятельности.
Например, в семье заболела мама. Все - муж, бабушка, переживают по этому поводу. Маленький ребенок не знает, что чувствовать в таких ситуациях, но когда он видит беспокойство близких людей, сам начинает волноваться за маму. А если родные покажут, что нужно делать в таких случаях, как ухаживать за мамой, соблюдать тишину, порядок, то ребенок научиться сочувствию и сопереживанию, которое будет выражаться в конкретных действиях. И уже, будучи взрослым, при встрече с больным человеком проявит истинное сочувствие и сопереживание.
То, что наши действия в процессе жизни из развернутой внешней формы переходят во внутренний план, впервые было замечено французским психологом Ж. Пиаже. Он наблюдал, как маленькие дети говорят вслух обо всем, что делают, а дети постарше просто прошёптывают свои действия или играют молча. Ж.Пиаже не понимал природы этого явления и не придавал ему серьезного значения, даже, напротив, посчитал это явление вредным.
Советский ученый Л.С. Выготский поставил процесс интериоризации (переход из внешнего во внутреннее) во главе изучения всех психических функций человека. И только его ученик П.Я. Гальперин досконально изучил сам процесс перехода и разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он показал стадии, по которым проходит действие, прежде чем перейти полностью в умственный план.
На основе данной теории были разработаны практики обучения, которые с 1930 годов внедрялись в систему образования Советского Союза. Именно благодаря этим разработками советское образование считалось столь эффективным. За границей разработки наших психологов в системе обучения не прижились, потому что считались излишне усложненными и непонятными.
В чем сила данного подхода к обучению мы обсудим в следующих статьях.
Возможно, вам будет интересна статья «Как отечественная психология разобралась в лабиринтах человеческого мышления»
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.