Найти тему

Шутки памяти. Следствия воспоминаний

В кухонной зоне успешной перспективной компании стоял оживлённый гомон. Коллектив состоял преимущественно из молодых девчонок и ребят. Было время обеденного перерыва. Один из сотрудников накрывал «поляну» в честь своего дня рождения. Девочки оформляли стол, ребята помогали им. Кто-то нарезал свежие овощи: огурцы и помидоры, от которых в помещении распространился вкусный запах. И только одна девушка не участвовала в этом оживленном процессе. Она сидела на своём рабочем месте с отстраненным видом.

Это Эвелина, дизайнер-оформитель компании, симпатичная, но малообщительная. Сотрудники между собой называют её «странной девицей», но ценят, как профессионала. Её идеи и находки отличаются оригинальностью, добавляют креатива и привлекают внимание к проектам. В её работах есть и особенность, которую принимают за изюминку: много чёрного и красного, причём чёрное всегда наверху и часто в виде солнца.

Коллеги привыкли к её странностям и «не лезли в душу». Но несколько дней назад в их коллективе появился новый сотрудник. Артём - худощавый парень, рыжеватый, с веснушками на лице, весёлый и общительный. Он быстро влился в команду и явно симпатизировал Эвелине, пытаясь найти повод для сближения.

Вот и в тот день, видя, что девушка в одиночестве сидит за компьютером, когда другие ребята общаются, он решил предпринять попытку установить контакт. Артём взял со стола миску с малиной и направился к столу Эвелины. Та сидела с карандашами в руках и делала рабочие наброски на листе бумаги, который лежал перед ней. Артём, пытаясь шутить и балагурить, хотел поставить блюдо с ягодами рядом с Эвелиной, но сделал неловкое движение и перевернул его. Ягоды посыпались прямо на набросок девушки, оставляя на листе бумаги красные мокрые пятна.

- Ой, прости, пожалуйста, извини, - попытался сгладить он казус. Но, взглянув в глаза девушки, замолчал, не окончив фразу. Её реакция на произошедшее оказалось шокирующей.

Она громко закричала, а потом произнесла три раза:

- Нет! Нет! Нет! - И застыла с широко раскрытыми глазами.

Ребята, которые находились в кухонной зоне, выскочили к ним. Они встревожено переводили взгляды с Артёма на Эвелину, пытаясь понять, что произошло.

Артём пытался исправить ситуацию и нервно повторял:

- Прости, пожалуйста! Если я чем-то могу помочь, я всё сделаю.

Но Эвелина застыла, как мумия, и своим остановившимся взглядом наводила ужас на сотрудников. Несколько минут она вообще ни на кого не реагировала. Потом одна из сотрудниц отыскала у себя в сумочке успокоительное, которое общими усилиями удалось уговорить принять девушку. Затем её напоили горячим чаем и отвезли домой.

Лишь спустя несколько дней Эвелина вновь появилась в офисе. В конце дня она подошла к Артёму, извинилась за то, что напугала его и ребят, а потом попросила проводить её после работы до дома. По дороге она рассказала ему о том, что он невольно провёл с ней сеанс шоковой психотерапии, так как этот инцидент с малиной вскрыл воспоминание, которое было заблокировано много лет.

Когда Эвелине было 4 года она, в один из теплых солнечных дней, сидела за столом на кухне и рисовала карандашами. Как у большинства детей её возраста, там было красное солнышко, зелёная травка, деревья. Мама была в ванной, папа на работе. Дома был ещё старший брат Денис. Это был худощавый, светловолосый, рыжеватый мальчишка, чем-то похожий на Артема. Он пришёл на кухню, вытащил из холодильника огурец, взял нож и хотел его нарезать. Но что-то произошло, и нож соскользнул с огурца, и врезался в палец брата, сильно его поранив. Брат громко закричал, тряся рукой. Кровь с пальца попала на Эвелину и лист бумаги, на котором она рисовала. От испуга и неожиданности у девочки произошёл шок! В руке в тот момент она держала чёрный карандаш и, находясь в шоковом состоянии, автоматически стала рисовать солнце. Выбежала из ванны мама, вызвали скорую…

На Эвелину мало кто обращал в тот момент внимания. И лишь через некоторое время взрослые заметили, что девочка стала рисовать на своих рисунках солнце чёрным цветом. Они не поняли причин этого. Сначала их это удивило, они попытались объяснять Эвелине, что солнце красят в красный или жёлтый цвета, но девочка всё равно продолжала рисовать его чёрным. Потом они собрали взрослый совет и, посовещавшись решили, что нужно забрать у ребёнка чёрные карандаши, тогда она будет рисовать другими цветами. Но и это не помогло. Эвелина стала брать землю из горшков с цветами и посыпать там, где должно быть солнце или брать подручные предметы: кусочек тёмной ткани, нитки и делать аппликации. Её даже водили к психологу. Но тот успокоил родителей, сказав, что это временно, связано с возрастом. И действительно, с течением времени, как будто бы, всё нормализовалось, добавив импульс к творческому развитию девочки. Её рисунки стали интересными, необычными. А со временем солнце тёмного цвета и много красного в рисунках стало её креативной чертой.

Вот только с возрастом она становилась всё более замкнутой и отстранённой. До момента с малиной Эвелина прочно забыла тот случай. А после того как он ассоциативно вынырнул из глубин памяти, она долго плакала дома, освобождаясь от застаревшей травмы. Ей стало легче, она стала лучше понимать себя и была благодарна за это Артёму.

Самое большое количество поведенческих шаблонов, которые влияют на жизнь человека, закладывается в возрасте до 5 лет. Поэтому взрослым важно устанавливать доверительный контакт с ребёнком, наблюдать за его развитием, отмечать метаморфозы, в том числе проявляющиеся через игры, творчество, общение, поведение малыша, прививать осознанность сызмальства.

Иначе, уже во взрослом состоянии, детские травмы продолжат отравлять жизнь, наматывая на них даже отдаленно похожие эпизоды. Тем кто «созревает», приходится исправлять детские косяки самому, учиться осознанности, а это гораздо труднее, чем в детстве. Но, конечно, возможно.

Материалы об осознанности на сайте «Странники жизни».