Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Как (и почему) наступило "черное двухлетие"

Нет, это не я так назвал этот период в истории ИСпании, это сами испанцы его так назвали.

Осенью 1933 г. для борьбы с социалистами образовался так называемый «антимарксистский союз», состоящий из нескольких партий и объединений, причем компания подобралась крайне пестрая. Самыми крупными были:

Союз правых сил под названием CEDA или Испанская конфедерация автономных правых в марте 1933 года объединила несколько правых и ультраправых партий, лидирующую роль среди которых играло бывшее «Национальное действие», для маскировки сменившее название на «Народное действие».

Эмблема CEDA,,
Эмблема CEDA,,

Возглавлял эту партию Хосе Мария Хиль-Роблес и Киньонес и Лион, который после объединения «Народного действия» с Аграрной партией, возглавил ее, а вскоре и стал лидером CEDA. Снились ему лавры Б.Муссолини, и на партийных сходках, его звали не иначе, как «хефе» (вождь).

Хосе Мария Хиль-Роблес и Киньонес
Хосе Мария Хиль-Роблес и Киньонес

На выборах его партия выбросила лозунг «сохранение земельной собственности и защиту католической религии».

Кто еще входил в это объединение? Прежде всего, монархисты Наварры, которые почти открыто создавали свою «милицию» - «рэкете». Альфонсо 13-й заключил союз со своим бывшим конкурентом доном Хайме Бурбоном, и они совместно финансировали монархические партии.

В ответ на сплочение монархистов учредительные кортесы признали Альфонса XIII виновным в государственной измене, объявили его вне закона и конфисковали имущество свергнутого монарха. Альфонс отреагировал изданием в январе 1932 года совместного манифеста уже с новым карлистским претендентом Альфонсом Карлосом, в котором утверждалось, что кортесы ведут Испанию к хаосу и коммунизму.

В январе-феврале 1933 года под руководством другого монархиста нового (воинственного) толка Гойкоэчеа была создана партия «Испанское возрождение», которая уже практически ничем не отличалась от карлистов, так как отвергала парламентскую монархию.

Вторая политическая сила, вошедшая в этот союз, представляла резкий контраст с первой, и цели ее были совсем иные. (Видимо, традиция дружить не с кем-то, а против кого-то, свойственна не только нам).

Это были радикалы, вышедшие из союза с социалистами (из-за чего собственно и случились выборы). Их лидер в свое время призывал громить монастыри и жечь церкви. Но потом он очень быстро «переобулся».

-3

Весь 1932 год Леррус громогласно бичевал «социалистическую революцию», якобы проводимую министрами-социалистами в кабинете Асаньи. (Хотя ни о каком социализме речь не шла). Вся эта бурная деятельность базировалась на деньгах крупных магнатов, щедро спонсировавших партию. В то же время Леррус трепетно относился к армии, капралом (ефрейтором) в которой он некогда служил. Своим недюжинным политическим чутьем он учуял в армейской верхушке будущих сильных людей Испании.

Накануне выборов 29 октября 1933 года сын М. Примо де Ривера, Хосе Антонио создал свою «Испанскую Фалангу», копировав очень многое с итальянского фашизма. Он использовал свой предвыборный митинг для официального образования партии «Испанская фаланга». Более 2000 сторонников слушали нового «каудильо» (т. е. вождя) в мадридском Театре комедии. Примо де Ривера признал в своей речи правомерность появления социалистического движения как реакции простого народа на угнетение и социальную несправедливость. Однако, по его мнению, социализм увлекся материальной стороной жизни и классовой борьбой. Он же хочет объединить всех испанцев на благо родины. Широко стал известен один из пассажей речи Примо де Риверы, в котором он угрожал «диалектикой кулаков и пистолетов» тем, кто «обидит Родину».

Это далеко не полный перечень движений и партий, которые объединились против действующей власти, (которая по сути, проводила правильные, прогрессивные реформы). Этих движений и микропартий было очень много, но, суть их в общем-то одна: те, кто хорошо жил при прежней, старой власти, хотели жить как прежде, но еще лучше (и все равно, за счет чего).

Дабы расширить свою социальную базу, они выдвигали лозунги за наведение порядка и против хаоса (который, по сути, сами и устраивали). Все по классике.

Хроника событий была следующей:

12 июня 1933 года правительство М.Асаньи, растерявшее союзников, ушло в отставку. Его сменил лидер радикалов Леррус.

2 октября 1933 года правительство Лерруса получило вотум недоверия в кортесах. Его преемник на посту премьера, представитель левого крыла радикальной партии Мартинес Баррио стал главой правительства только для того, чтобы назначить на 19 ноября 1933 года парламентские выборы.

12 октября 1933 года был образован единый блок правых сил во главе с СЭДА. Лидером этого блока был Хиль Роблес, только что посетивший Германию, где он участвовал в качестве гостя в съезде НСДАП в Нюрнберге. Основными требованиями правых была ревизия конституции, умеренность в экономических реформах и амнистия всем участникам мятежа Санхурхо.

За счет мобилизации всех ресурсов, и союза с радикалами, правому блоку удалось победить на внеочередных выборах.

CEDAполучили 115 мест, радикалы Лерруса 100, 100 с небольшим мест досталось левым партиям. Их ошибко было то, что они на выборы шли не в блоке, а, каждый сам по себе. Кроме того, ряд левых партий (в том числе, анархисты) бойкотировали выборы, что, безусловно, являлось ошибкой.

В целом, явка на выборы была достаточно низкой, и составила 63%. Правые победили. И тут, возникла новая проблема.

В Испании продолжала существовать должность «гаранта конституции», т.е. президента. Эту должность по-прежнему, занимал Нисето Алькала Самора и Торес. Сильно много власти у него не было, но у него было право утверждать премьер-министра (который обладал властными полномочиями).

А, вот он-то и не утвердил Хиля-Роблес и Киньонеса в должности премьера, и, как следствие, премьером снова стал… радикал А.Леррус.

Уже в декабре 1933 года крестьян начали изгонять с земель, которые те только получили, что, естественно вызвало волнения. 8 декабря 1933 года, в день открытия кортесов началось восстание, главным центром которого была столица провинции Арагон Сарагоса.

Восстание охватило многие регионы Испании: Леон, Кастилия, Галисия, Астурия (в Гранаде снова жгли церкви). Инициаторы выступления стали анархисты, ИСРП не присоединилась к восстанию.

Правительство бросило против восставших войска (в Сарагосе были применены самолеты). Но, все это привело только к новым потерям. Плохо подготовленное восстание было разгромлено.

16 декабря 1933 года А. Леррус сформировал правительство, включив туда только «своих»: радикалов и одного агрария. СЭДА в правительство… не попала. Но, даже в этом составе правительство не смогло выполнить те действия, которых от него требовали «хозяева»: те, кто вложил деньги в выборы. Слишком многие понимали необходимость изменений.

В марте 1934 года правительство было «переформатировано». Из него исключили левых радикалов. После этого все и началось. Церковь снова присосалась к государству, и было восстановлено государственное субсидирование духовенства. В апреле были амнистированы участники мятежа генерала Санхурхо. Прекращены расследования о злоупотреблениях.

И тут же последовала ответная реакция большей части испанского общества, после которой А.Леррусу пришлось уйти в отставку.

Новое правительство 28 апреля 1934 года возглавил однопартиец А.Лерруса Р.Сампер, считавшийся более «левым». Но, тут заголосили «правые»: на дворе уже конец апреля, а с аграрной реформой (и ее результатами) еще не покончено.

Более того, Каталония, еще обладавшая некоторой автономией, приняла 11 апреля 1934 года закон о земледельческих договорах, дававший арендаторам-крестьянам право на принудительный выкуп земли у помещика.

Естественно, это вызвало бешеную травлю со стороны правых. Трибунал конституционных гарантий объявил это решение незаконным. Каталонию захлестнула волна антиправительственных демонстраций, поддержанных депутатами левых партий в кортесах.

К сентябрю правительству Р.Сампера удалось договорится с каталонцами, но это вызвало бурную реакцию правых во главе с Хиль-Роблесом. Все понимали рискованность отмены решений принятых ранее, но на СЭДА наседали «спонсоры».

СЭДА оказалась под огнем нападок со стороны своих спонсоров из крупного бизнеса и латифундистов, которые начали все больше поглядывать на радикальных фалангистов.

В ноябре 1934 года фаланга утвердила свою программу, т. н. «26 пунктов» (программа НСДАП называлась «25 пунктов»). В ней провозглашался курс на национальную революцию, имперскую внешнюю политику, уничтожение «коррумпированных политических партий», вмешательство государства в экономику. Религиозным деятелям не рекомендовалось активно вмешиваться в дела государства. Фаланга стала формировать свои боевые группы, в основном из студентов, которых тренировали уволившиеся по декретам Асаньи армейские офицеры. Начались столкновения фалангистов и социалистов. Страна начинала привыкать к «уличному насилию».

После поражения на выборах лидером ИСР стал Ларго Кабальеро, который взял курс на объединение левых сил.

4 октября 1934 года было сформировано новое правительство, опять премьеров стал А.Леррус. В это правительство вошло СЭДА (ее представители заняли посты министров земледелия, юстиции и труда).

Это решение вызвало общенациональную стачку, которая переросла в восстание в Астурии. (но о ней в следующем рассказе)