6 подписчиков

Доктор Джекилл и мистер Хайд

Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931) - реж. Рубен Мамулян
Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931) - реж. Рубен Мамулян

Доктор Джекилл и мистер Хайд - фильм 1931 года, режиссёра Рубена Мамуляна, экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона. Двойную заглавную роль исполнил Фредрик Марч, удостоенный за неё премии «Оскар».

Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"
Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"

Сюжет:
Лондон. Конец 19 века. В переполненном зале знаменитый доктор Джекилл читает лекцию. Он заявляет, что природа человека двойственна, раздираема противоречиями между Добром и Злом. Если удастся разделить эти тенденции внутри человека, то можно будет поднять Добро на небывалую высоту.

Заявление доктора Джекилла вызывает энтузиазм у одних и скептицизм у других. Отец его невесты Мюриэл заявляет, что он женится на его дочери только через восемь месяцев и, несмотря на просьбы Джекилла, остается непреклонным. Ночью на улице Джекилл спасает проститутку Иви Пирсон, которую избивал клиент. Вскоре доктору удается создать микстуру, которая превращает его в дикое существо, проявляющее насильственные инстинкты...

Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"
Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"

Снятый одним планом процесс трансформации внешнего облика Джекилла в мистера Хайда являл собой верх технического прогресса в кинематографе того времени. При его съёмке использовалась сложная система цветных фильтров, позволявшая высвечивать поочерёдно отдельные элементы грима, создавая иллюзию пластичного движения происходящих с его обликом перемен.

Превращение Джекила в Хайда происходит в точном соответствием с теорией психиатра Чезаре Ломброзо, полагавшего, что криминальные задатки личности можно определить по внешности. В одном из поздних изданий работы Ломброзо в качестве иллюстрации был использован кадр из этого фильма.

Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931)
Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931)

Одной из центральных задач было создать такой фильм, который мог бы достойно конкурировать с картинами студии «Universal», в первую очередь, с недавно вышедшими «Дракулой» и «Франкенштейном». Руководители студии желали видеть в роли Джекилла-Хайда популярного тогда Ирвинга Пичела, считавшегося главным конкурентом Бориса Карлоффа. Несмотря на это, Мамулян принял собственное решение, доверив главную роль Фредрику Марчу.

Фильм отражает прежде всего творческий характер самого Мамуляна, постоянно стремившегося экспериментировать в работе. Неудивительно, что многие технические разработки, применявшиеся в картине, были если не революционными, то, по крайней мере, новаторскими. К ним можно отнести применение эффекта диагональной шторки при переходе от одной сцены к другой, съёмку «от первого лица» и, конечно, наиболее важную особенность картины Мамуляна – сцену превращения, снятую одним дублем с использованием серии красных светофильтров для того, чтобы показать каждый слой грима. Этот метод изначально был разработан кинооператором Карлом Страссом при работе над фильмом «Бен-Гур» для сцены с прокажёнными.

Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"
Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"

Имея бюджет в 535 тысяч долларов, картина собрала в прокате 1,25 миллиона долларов и стала кассовым успехом, даже учитывая, что его бюджет был высоким для фильма ужасов того времени.

Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"
Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"

Фильм Рубена Мамуляна «Доктор Джекилл и мистер Хайд», без всякого сомнения, можно причислить к самым выдающимся научно-фантастическим киноработам прошлого века, распахнувшим дверь в будущее для таких личностей, как писатель Стивен Кинг и режиссёр Джордж А. Ромео, ряда других деятелей культуры. Совершенная с визуальной и технической точек зрения, оригинальная в плане постановки и насыщенная особой таинственной аурой викторианского Лондона, картина и по сей день способна заворожить даже самую искушённую аудиторию.