Найти в Дзене

Важность опыта

Объяснение отделяет нас от изумления.

- Эжен Ионеско, Découvertes

Отец Ричард Рор продолжает размышлять о "трехколесном велосипеде веры", подчеркивая важность внутреннего опыта для истинного духовного преображения:

Два колеса - Писание и Предание - можно рассматривать как источники внешнего авторитета, а наш личный опыт ведет к нашему внутреннему авторитету. Я убежден, что мы нуждаемся и можем иметь и то, и другое. Только когда внутренний и внешний авторитет объединяются, мы имеем истинную духовную мудрость. Христианство на протяжении большей части своей истории в значительной степени полагалось на внешний авторитет. Но сейчас мы должны быть честными в отношении ценности внутреннего опыта, который, конечно, работал все время, но ему не придавали значения.

Информация от внешнего авторитета не обязательно является преображением, а нам сегодня нужны подлинно преображенные люди, а не просто люди с ответами. Я не хочу, чтобы мои слова в этих размышлениях отделяли кого-то от их собственного удивления или предоставляли им замену их собственному внутреннему опыту. Теология (и авторитетные фигуры) сделали это для слишком многих. Скорее, я надеюсь, что мои слова - написанные или произнесенные - просто приглашают читателей в их собственное внутреннее путешествие, а не становятся его заменой.

Я всё больше убеждаюсь, что слово "молитва", которое стало функциональным и благочестивым занятием для верующих, должно было быть описанием и приглашением к внутреннему опыту. Когда духовные учителя предлагают нам "молиться", они, по сути, говорят: "Иди внутрь и узнай сам!". Мы слишком долго настаивали только на внешнем авторитете, не обучаясь молитве, внутреннему путешествию и созреванию сознания. Результаты для мира и для религии были катастрофическими.

Английский писатель и поэт Д. Х. Лоуренс (1885-1930) писал: "Мир боится нового опыта больше, чем чего-либо другого. Потому что новый опыт вытесняет так много старого опыта". Далее он писал, что мир "может засунуть в голубиную яму любую идею" и "уклониться" или отбросить её. [1] Идеи - это не проблема. Но истинный внутренний опыт - это снова нечто иное. Он меняет нас, а человеческие существа не любят меняться. [2]

Почему я могу сказать тебе, что ты можешь доверять своему собственному опыту? Ну, особенно в последние сто лет мы стали свидетелями появления психологии, терапии, работы с тенью, работы с эго и таких инструментов, как профиль личности Майерс-Бриггс и профиль личности Эннеаграмма. Многим из нас дали всевозможные инструменты, с помощью которых мы можем критиковать свой собственный опыт. То, что мы так думаем, не делает это правдой. Это и есть созерцание, как таковое, чтобы критиковать наше мышление, переходя к более созерцательному, ненавязчивому уму.

В нашем трехколесном велосипеде опыт постоянно уравновешивается и критикуется Писанием и Преданием. Когда все три "колеса" работают вместе, мы имеем очень мудрого человека. Это самый простой способ сказать об этом. Что нам интересно делать, так это воспитывать не спорщиков, не праведников, а мудрых людей. Это наша первая тема. [3]

---------------

[1] D. H. Lawrence, Studies in Classic American Literature (New York: Thomas Seltzer, 1923), 1-2.

[2] Адаптировано из Richard Rohr, Things Hidden: Scripture as Spirituality (Cincinnati, OH: Franciscan Media, 2008, 2022), xv, 1.

[3] Адаптировано из Richard Rohr, "Good Theology Creates Good Politics," CONSPIRE 2021 (Albuquerque, NM: Center for Action and Contemplation, 2021), видео.