Найти тему

Любители 70-х: как это было?

Здесь я собираюсь рассказать о своем давнем увлечении фото- кино- и видео- съемкой. Маленькие такие хобби, ставшие через какое-то время приятным воспоминанием.

Часть 1. Фотография.

Началось все в 60-х годах 20-го века с фотоаппарата "Смена-8". Из детства помню, папа с ним просто не расставался. Это был самый бюджетный и самый неприхотливый девайс. Думаю, его можно было выбросить с балкона (или из самолета, без разницы), потом стряхнуть налипшую траву или снег и продолжить эксплуатацию.

Стоила эта вещь около 8 рублей (средняя зарплата рядового инженера составляла 95-110 р.), сломать ее, как уже было сказано, вообще было нереально, поэтому я лет с десяти и до окончания школы непрерывно фотографировал, проявлял и печатал фотографии, сидя по ночам в темно-красной ванной комнате. Фото-химикаты валялись по всей квартире, и как-то маме даже удалось "посолить" гречневую кашу закрепителем (научное название - фиксаж кислый).

-2

Вообще, тогдашний процесс получения фотографии скорей всего поставит в тупик сегодняшних современников.

Потому, что нужно было:

1. Купить подходящую фотопленку. Для съемок в помещениях и прочих темных местах требовалась чувствительность 125 или 250 единиц. При солнечном свете применяли пленку в 32 или 65 единиц. Нужная пленка не всегда лежала на прилавках, а "про запас" покупать было не принято из-за ограниченного срока хранения. Стоила пленка вроде бы 35 коп. (что было эквивалентно либо литру бензина, либо двум кружкам пива) и вмещала 36 кадров.

2. Поскольку фотопленка, как правило, продавалась в рулоне, перед съемкой ее следовало зарядить (в темноте, на ощупь) в кассету. Желательно не оставляя на пленке отпечатков пальцев.

-3

3. Съемка фотоаппаратом тоже был процесс еще тот. Резкость, выдержку и диафрагму чаще всего устанавливали "на глаз", что приводило к определенному проценту бракованых кадров. Здесь выручал приборчик под названием "экспонометр". Эта штука помогала установить нужные значения в зависимости от чувствительности пленки и освещенности объекта, но стоила дополнительных капиталовложений.

-4

4. Отснятую (экспонированную) пленку следовало извлечь из фотоаппарата и зарядить в проявочный бачок. Само-собой, эта операция также выполнялась сидя на унитазе в туалете в полной темноте и на ощупь. Светлая щель под дверью затыкалась половой тряпкой. Незабываемые ощущения приходилось испытывать, если мама в этот момент зажигала свет. Спасало от сюрпризов вывинчивание лампочки из патрона, поскольку словестные предупреждения не действовали никогда.

-5

5. Проявка. Здесь, во время приготовления из пакетиков с порошками колдовских растворов, постигались азы химии. Последовательность и продолжительность всыпания и перемешивания имели огромное значение. Оказывается, и коробочку от фотопленки нельзя было выбрасывать до этого момента: там указывалось, сколько минут следует вертеть пленку в бачке с проявителем. И температура раствора также должна была соответствовать определенным градусам. И хорошей промывкой после закрепителя не следовало брезговать: в противном случае через годик-другой пленка хирела, ржавела и покрывалась сыпью. Промытую пленку нетерпелось рассмотреть на свет: самые лучшие кадры, конечно же, были загублены двойным экспонированием, "залапанным" объективом и пятнами из-за слипшихся слоев...

6. После приема всех ванн фотопленку следовало как следует высушить: у особо нетерпеливых свежая эмульсия легко покрывалась царапинами.

-6

Продолжение следует