Найти тему

Приложение

В приложении нам даны слова, определения которых мы должны знать. На первый взгляд все слова знакомы, узнаваемы, ну и в общем-то ничего сверхъестественного в них нет.

Но если смотреть глубже, скольким словам мы можем дать определение конкретное, а не на уровне интуитивного понимания?

Не пропустив ни одного слова, даю конкретные определения к каждому:

1. АВТОР

С точки зрения субъектной организации произведения автор - носитель взгляда на действительность, а произведение - его "материальное" выражение этого взгляда.

2. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ

это посредник между автором и читателем, тот, кто как бы со стороны описывает происходящие события, но сам в них не участвует и не может отождествляться ни с автором, ни с рассказчиком.

3. РАССКАЗЧИК

принадлежит миру, который описывает, рассказ ведет чаще всего от первого лица. Обладает большей субъектностью, чем повествователь.

*проблема, с которой чаще всего сталкиваются на экзамене - это способность разграничить эти понятия между собой, так как они являются смежными и часто затрудняют их разделение. Следует помнить, что автор обладает минимальной "субъектностью" относительно мира своего произведения, а рассказчик - максимальной.

4. АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Это фрагмент текста, никак не связанный с сюжетом произведения. Это, по сути, заметка человека, который написал произведение.

5. ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

С лирическим отступлением немного сложнее - оно тоже не влияет на сюжет, но, тем не менее, является частью общей композиции. Это собственные ощущения, чувства, мысли автора, вызванные предметом произведения.

6. РЕМАРКА

Это замечание, уточнение, дополнение автора произведения, относится к внесюжетным элементам.

7. АВТОР И ЧИТАТЕЛЬ

Как бы это не было парадоксально, читатель и автор понятия связанные теснее, чем автор и рассказчик, автор и повествователь. Можно сказать, что с позиции автора читатель - это его продолжение.

8. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Это изучение, оценка и интерпретация литературы. По сути, это анализ произведения с последующими выводами.

9. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Позиция автора, которую он прямо или косвенно транслирует в своем произведении. Читатель опирается на нее, и либо внутренне соглашается, принимает, либо отчуждает ее от себя. Интересно, что отсутствие четкой авторской позиции заставляет читателя беспокоиться и нервничать, ведь, по сути, донесение авторской позиции зачастую есть цель произведения. Особенно хорошо это видно на примере произведения М. Горького "На дне", где автор максимально "выпадает" для читателя - он не видит его между строк, а потому по прочтении произведения остается "с вопросами", не имея позиции, с которой может согласиться или которую может отвергнуть.

10. ТЕМА, ТЕМАТИКА, МОТИВ, ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Тема - это основной предмет произведения. Например, тема любви, сострадания, материнства и так далее. Тематика - это совокупность основных и побочных тем в произведении. К примеру, общественно-нравственная тематика, философская, культурная. Мотив - это сущностный и содержательный для понимая авторской концепции элемент. Например, мотив смерти в "Сказке о Мертвой Царевне" или мотив литературного образования в контексте моего канала.

11. ПРОБЛЕМА, ПРОБЛЕМАТИКА

Проблема - это вопрос, который возникает в произведении. Проблематика, соответственно, совокупность этих вопросов. Может быть социально-политической, нравственно-этической, философской, национально-исторической.

12. ИДЕЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ПОДТЕКСТ

Идея - это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя, которую он, грубо говоря, пропагандирует. Интерпретация - это истолкование произведения, постижения его смысла, идеи, концепции. Подтекст - "читай между строк". Скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается с учетом контекста и ситуации.

13. ВИДЫ КОМИЧЕСКОГО: ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА, САРКАЗМ, ГРОТЕСК. ИЗОПОВ ЯЗЫК

Юмор - добродушная насмешка, которая не предполагает обличение пороков и их порицания. Ирония - скрытая насмешка в виде похвалы, лукавства. Использует положительно окрашенные слова. Сатира - резкое осмеяние негативных явлений (смех злой, раздраженный). Сарказм - высшая степень иронии. Зачастую эмоционально негативно окрашенная. Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастическую окраску. Хорошо понятно о чем речь, если прочитать "Мертвые души" Н.В.Гоголя.

14. ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ (ЭПИЧЕСКИЕ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ, ЛИРИЧЕСКИЕ): ОЧЕРК - небольшой документальный рассказ от лица автора ПОВЕСТЬ - среднее по объему произведение между романом и рассказом, чаще всего это история одной человеческой жизни ПРИТЧА - поучительная история в иносказательной форме
РАССКАЗ - небольшое произведение с одной сюжетной линией, например, "живая шляпа" Н.Носова СКАЗ - повествование ведется от первого лица и опирается на мифы и легенды, несколько фольклорное направление РОМАН - сложное, насыщенное литературное произведение, богатое персонажами, сюжетными линиями и растянутое во времени РОМАН-ЭПОПЕЯ - роман с дополнительными сюжетными линиями. которые раскрывают национально-народные события, существование определенной социальной группы; ДРАМА - нелитературное произведение предназначенное для игры на сцене либо литературное произведение с серьезными, печальными событиями, но без трагического финала КОМЕДИЯ - жанр художественного произведения, характерными чертами которого являются элементы юмора и сатиры, а так же вид драмы, в котором специфично разрешается конфликт или борьба. ТРАГЕДИЯ - та же драма, но гиперболизирована и катастрофична. БАЛЛАДА - фольклор. рефрены. строгий ритм. БАСНЯ - короткий рассказ в стихах или прозе с нравоучением. ПОЭМА -многочастотное стихотворение конкретного автора, например, Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо". Отличается от стихотворения тем, что имеет сюжет и больший размер. По сути, это рассказ в рифму. ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - произведение, в центре которого мысли, чувства и переживания героя, а сюжет, как правило, отсутствует. ОДА - хвалебное произведение о человеке или событии, характерен торжественный слог. ОТРЫВОК - малый лирический жанр, стихотворение фрагментарной формы, для которого характерно ощущение незавершенности или часть произведения. ПЕСНЯ - малое лирическое произведение, которое поется. ПОСЛАНИЕ - стихотворное письмо, написанное в форме обращение к кому-то и содержащее призывы, просьбы, пожелания. СОНЕТ - стихотворное произведение в 14 строк. ЭЛЕГИЯ - философские, созерцательные размышления автора без сюжета. ЭПИГРАММА - короткое, сатирическое произведение, высмеивающее общественное явление или поведение определенного человека или группы людей.

15. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

совокупность значимых изменений в литературе

16. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: КЛАССИЦИЗМ - по сути, "образцовый" стиль текста. Черты эстетики классицизма: герой – воплощение определённой идеи, положения. Поэтому характер в классицизме статичен (не развивается). Характер здесь строится на преобладании одной (важной, определяющей) черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него. Основной конфликт - борьба между чувствами и разумом. Герои резко разделялись на положительных и отрицательных. Чистота жанра. Чистота языка. Соблюдение правила "трех единств". Русский классицизм носит гражданский и просветительский характер. Ломоносов. Фонвизин.

"Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Классицизм в России развивался под влиянием идей просвещения. В своей комедии Фонвизин высмеивает общество, не заинтересованное в получении знаний и гордящееся этим."

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - как это часто бывает, на смену рационализму приходит культ чувственности, эмоций, способность к глубоким переживаниям. Высшая ценность - природа и человек. Положительные носят положительные черты характера, а отрицательные - чаще всего имеют власть. Карамзин. Эталон - мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Душевные качества - главные человеческие достоинства.

РОМАНТИЗМ - противопоставление реальной действительности мечте. Созерцательный (счастье внутри человека) и революционный (изменения в обществе), философский. Романтический герой - необыкновенная личность в необыкновенных обстоятельствах. Человек не от мира сего: яркий, романтичный. Необычность, непринятие обыденности жизни. Культ свободы, стремление к совершенству.

РЕАЛИЗМ - жизнь как она есть. объективизм в описании событий. четко выражена авторская позиция. типичные характеры, ситуации и конфликты, внимание к психологической достоверности характеров. обыденность, повседневность, социальные проблемы. Отсутствует деление на отрицательных и положительных персонажей, приближение к живой речи, исследование закономерностей социальных проблем.

МОДЕРНИЗМ:

СИМВОЛИЗМ - реальный мир - отражение мира идеального. Реальность - тень идеальности. Все объекты нашего мира - символы. Сверхчувствительная интуиция поэта. Наполненность земных образов мистическим содержанием.

АКМЕИЗМ - эстетическая реакция на отвлеченность и обесценивание реального мира символизмом. Акмеизм не отрицал существование идеального мира, но был сфокусирован на том, чтобы "жить в моменте". Он призывал заново открыть для себя ценность и красоту мира земного, стремился к домашнему уюту и атмосфере, "милым мелочам". Материализация психологизма - переживания героев видно через их интонацию, жесты, позы, детали, движения. А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам. Основоположник - Н.гумилев. "Прекрасная ясность".

ФУТУРИЗМ - бунтарство во всех его проявлениях. Вера в то, что будущее невозможно без новаторства в искусстве. "Сбросим классиков с парохода современности". Неприятие реальности, стремление к будущему, опора на технологический и научный прогресс, стремление к эпатажу. Разрушение всех привычных форм написания текстов. Табуированная лексика, разговорный язык, обращение к толпе. Расцвет неологизмов. В. Маяковский.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - ироничное направление, которое считает, что ни одно из существующих и будущих не будет главенствующим. Постмодернизм пародоксален, нелогичен, фрагментарен. Отрицает все авторитеты. Активно стимулирует плагиаторство и копирование.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ:

ДРАМА - произведения для исполнения на сцене, пьесы; ограниченность во времени, четкость замысла, напряженность и развитие конфликта

ЛИРИКА - произведение строится на душевных переживаниях, сюжетность зачастую отсутствует. Эмоции, душа - основа лирики.

ЭПОС - сюжетное прозаическое произведение, на первое место выводит объективное отражение реальности, описание событий.

ЛИРОЭПОС - сочетание лирики и эпоса в произведении.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - выдающийся персонаж произведения, является субъектом носимой реальности, сюжетообразующий персонаж. Вокруг него строится произведение будто бы.

ТИП ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ:

"ЛИШНИЙ" ЧЕЛОВЕК - Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет.

"МАЛЕНЬКИЙ" ЧЕЛОВЕК - Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

РЕЗОНЕР - (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж драматургического или эпического произведения, который не принимает деятельностного участия в развитии сюжета, но произносит речи, отражающие мнение автора о происходящих событиях, лицах, эпохе.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - главное действующее лицо произведения, тот, на ком все завязано.

ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ГЕРОЙ - герои, необходимые для полноценного развития сюжета и обыгрывания главного героя.

ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ - редко имеет предысторию, не меняется, не развивается в течение произведения, имеет наименьшую вовлеченность в сюжет по сравнению с другими персонажами, часто является носителем какой-то характерной черты или идеи.

ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - герои, которые только упоминаются, но не "играют" в произведении.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - не совершает действий, центром произведения являются его переживания, эмоции и ощущения.

ПАФОС (Глубокая и исторически правдивая идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением, является пафосом творческой мысли писателя и его произведения, грубо говоря, пафос есть высокое воодушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее «истины»):

ГЕРОИЧЕСКИЙ - Героический пафос заключает в себе утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является героика самой действительности - активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-прогрессивные задачи.

ТРАГИЧЕСКИЙ - предмет трагического пафоса - апофеоз страданий, переживаний, трагедии.

КОМИЧЕСКИЙ - возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комической внутренней противоречивости человеческих характеров - несоответствия реальной пустоты их существования субъективным претензиям на значительность.

ТРАГИЧЕСКОЕ: то, что отражает трагедии и переживания.

КОМИЧЕСКОЕ: то, что вызывает у нас смех, "юморное".

СТИХ И ПРОЗА: в стихах присутствует ритм, в прозе его нет.

РИТМ - чередование ударных и безударных слогов внутри стихотворного промежутка

РИФМА - созвучие окончаний строк.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ:

ТОНИЧЕСКАЯ -

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ

СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА

СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР:

ХОРЕЙ

ЯМБ

ДАКТИЛЬ

АМФИБРАХИЙ

АНАПЕСТ

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

БЕЛЫЙ СТИХ

ВЕРЛИБР

ДОЛЬНИК

СТРОФА (В Т.Ч. ОНЕГИНСКАЯ)