Лихие 1990-е повлияли на развитие отечественного бизнеса, вследствие чего, многие аспекты ведения собственного дела того времени перекочевали в наше время. Многие российские миллиардеры ничем не отличаются от тех самых коммерсантов, целью которых были исключительно деньги. В этой статье мы опишем главные бизнес-понятия последнего десятилетия XX века и проведём параллели с современностью.
Осторожность на высшем уровне
Успех в делах человека порождал огромное количество завистников и недоброжелателей. Кому-то бизнесмен «переходил дорогу» и мешал вести собственное дело, а кому-то просто не нравился. В любом случае, неудобного коллегу хотелось припугнуть, отодвинуть в сторону или вовсе устранить. Ношение оружия «в целях безопасности» было в порядке вещей и до перестройки, но в самое опасное время делец обзаводился телохранителем. Наиболее успешные олигархи имели под рукой целую группу защитников, которые в любую секунду были готовы отдать свою жизнь во спасение босса.
Проводя аналогию с нашим временем, каждый второй владелец крупного бизнеса не обходится без охраны. Любое появление в социуме сопровождается отрядом бойцов в чёрных смокингах и пушками наперевес.
Материальные ценности
Понты как тогда, так и сейчас, играют огромную роль в жизни предпринимателя. В конце прошлого века любой уважающий себя «новый русский» носил малиновый пиджак, огромные золотые цепи и дорогие часы (нередки были и подделки). Хвастались также и автомобилями. Самой ходовой моделью была BMW 5 e34, но самые богатые катались на «мерседесах» G-класса.
Наши современники смогли переплюнуть предшественников. У многих российских миллиардеров есть собственная яхта, несколько жилищ в разных частях света и автопарк, состоящий из дорогих, но бесполезных машин.
Безусловно, предпринимателями становятся совершенно разные люди, которые не всегда хотят купаться в золоте, но те, кто любит «пускать пыль в глаза», поражают воображение своими приобретениями.
Подражание Западу
В эпоху перестройки никто не доверял отечественному производителю. Качество видели только в странах Запада. Отчасти это было правдой, так как российские товары действительно были неконкурентноспособными. Причиной тому была разруха в промышленной сфере: заводы стояли, бывшие рабочие торговали на рынках, а учёные стали никому не нужны.
До нашего времени этот тренд дошёл, но в меньшей степени. Огромное количество брендов, которые маскируются под европейских или азиатских коллег, успешно существуют на российском рынке. В их число можно внести такие корпорации, как Erich Krause, Bork, Faberlic, Greenfield, Ahmad Tea, Gloria Jeans, Л'Этуаль и другие.
В то же время, продвинутые бизнесмены поняли, что можно и нужно делать ставку на отечественный продукт, при этом, указывая на его происхождение. Такие товары хоть и медленно, но всё-таки продвигаются в массы и становятся популярными не только в России.
Сервис на грани фола
В 1990-х бизнес только зарождался, поэтому никто не знал, что такое вежливость и тактичность к клиенту. Ситуации, когда ты заходишь в дорогой магазин, а тебя оценивают по внешнему виду, были нередки. Такистам было всё равно на пассажиров, а от продавщиц каждый день можно было услышать фразу «Вас много, а я одна». В ресторанах и кафе официанты плевали на посетителей с высокой колокольни. Людям приходилось терпеть неуважительное отношение к себе, так как выбора у них практически не было. Яндекс.Такси ещё не придумали, а тот самый магазин с нужными тебе товарами мог быть единственным на весь район.
Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Персоналу заведений дали понять, что такое этикет. Покупатели, в большинстве своём, перестали чувствовать неловкость, заходя в дорогой магазин/ресторан. Таксисты стали культурными водителями, которым важен отзыв пассажира и его комфорт.
Но, проблемы из прошлого не ушли в бытие навсегда. Некоторые бизнесмены всё ещё думают, что клиент никуда не денется, поэтому, делают всё, что хотят. Одним из таких примеров может послужить компания МТС: почувствовав однажды свою монополию, корпорация стала творить дичь. Клиентов автоматически стали подключать к платным услугам без их согласия. СМС-рассылки по пачке в день также были не редкостью. Видимо, бренд действительно думал, что заняв верхушку конкуренции, клиенты не уйдут от них, а молча примут данное и продолжат пользоваться сервисом.
Если хотите видеть больше интересных статей, подписывайтесь на наш канал и делитесь своим мнением в комментариях.