Этой юной девушке с ослепительной улыбкой завидовали все старшеклассницы Советского Союза.
Шестнадцатилетняя Маша Калинина, победительница первого в истории СССР конкурса красоты, казалась ровесницам настоящей принцессой из волшебной сказки, а её дефиле в купальнике шокировало ханжей.
И никто не подозревал, что в ближайшие годы советские граждане поневоле привыкнут к самым скабрезным зрелищам, конкурсы красоты будут множиться, словно грибы после летнего дождя, а сама Мария уедет в Америку, где найдет свое личное счастье.
"Долой советскую серость!"
Формально первый конкурс красоты состоялся в Одессе в 1987 году, но то было шоу городского масштаба.
А организованный в 1988 году всесоюзный конкурс красоты "Московская красавица" преподносился как торжество свободы над ханжеством, красоты - над серостью, дерзкой юности - с привычкой жить по правилу "Как бы чего не вышло".
Трудно поверить, но организатором этого конкурса был ЦК ВЛКСМ, который вот-вот сменит показную преданность революционным идеалам на лозунг "Раскрепощайтесь и обогащайтесь!"
А спонсором - журнал "Бурда Моден", который только что начал выходить на русском языке.
Кстати, одним из призов, ожидавших финалисток конкурса, была годовая подписка на "Бурду" - журнал, за которым гонялись модницы и рукодельницы, уставшие от постоянного советского дефицита.
"Приглашаются все!"
И всё же конкурс "Московская красавица-88" существенно отличался от западных аналогов.
Во-первых, идейной направленностью.
Как сообщил оргкомитет, задачей конкурса было "поднять советскую женщину на пьедестал, которого она заслуживает", сделать из строительницы коммунизма музу и богиню красоты.
Во-вторых, подчёркнутой скромностью.
Практически на всех дефиле конкурсантки выступали не в купальниках, а в обычных платьях и даже в спортивных костюмах, показывая зрителям, что советские девушки - не какие-нибудь легкомысленные фифочки, думающие только о нарядах и кавалерах, но и спортсменки, умницы, хозяюшки, а в будущем ещё и верные спутницы жизни.
И наконец, к участницам конкурса не предъявлялось никаких строгих требований вроде обязательных "модельных" параметров фигуры или возрастных ограничений.
Изначально к участию в конкурсе приглашались замужние молодые женщины и даже иногородние.
И только ближе к финалу организаторы конкурса подсчитали число претенденток, схватились за голову и решили, что соревноваться за звание первой московской красавицы будут лишь незамужние и бездетные девушки со столичной пропиской.
Так, из числа финалисток была исключена двадцатилетняя одесситка Оксана Фандера, в будущем - известная актриса.
Кстати, Маша Калинина считала, что Оксана имела больше оснований для победы в конкурсе, чем она сама.
"Оксана была взрослой девушкой в расцвете красоты, я же - длинноногим нескладным подростком", - вспоминала она.
И всё-таки жюри присудило победу никому не известной юной девочке с типично русским именем и такой же простонародной фамилией, что вызвало недоумение миллионов зрителей, ожидавшей, что победительницей окажется не шестнадцатилетняя худышка, а соблазнительная дива.
"Эта Маша - не наша"
Языки любителей сплетен работали, не умолкая, рассказывая о Марии всевозможные байки.
Одни говорили, что Маша – правнучка "всесоюзного старосты" Михаила Калинина, другие - что она дочь дипломата или профессора, третьи - что она чья-то несовершеннолетняя любовница.
Так что удивительно, что Маша проявила достаточно самообладания и внутренней дисциплины, чтобы успешно сдать выпускные экзамены!
И всё же Мария не стала ни профессиональной моделью, ни актрисой, хотя и успела сняться в нескольких фильмах и рекламных роликах. Сегодня она проживает в Калифорнии, работает тренером по йоге и не жалеет о том, что не ступила на скользкую стезю профессиональной красавицы.
Слишком многие девушки, пошедшие в шоу-бизнес, летели к огням славы как мотыльки на огонь, и как безрассудные мотыльки, падали наземь с опалёнными крыльями.
Дальнейшая судьба конкурса
Последний из конкурсов "Московская красавица" состоялся в 1991 году, за несколько месяцев до того, как распался Советский Союз.
Попытка возродить его в середине 2010-х не имела прежнего успеха - слишком далеки оказались современные москвичи от наивных советских граждан, воспринимавших первый всесоюзный конкурс красоты как манифест свободы.
И всё же конкурс "Московская красавица-88" остался в народной памяти как ожившая девичья мечта, которую вскоре сменила жестокая реальность.