Найти в Дзене
Горизонт Событий

Ультра шиизм. Вместо заключения

В данной статье будут рассмотрены несколько течений, не ультра шиизм, но также не попадающие под каноны фундаментального суннизма и учения шиитов-двунадесятников. Ибадиты Ибадиты- государственная религия Омана, так сказать неприсоединенцы. Считается, что адепты этого течения составляют подавляющее большинство жителей данной страны, но это не так, сегодня суннитов (до 45% населения страны) стало с ибадитами примерно наравне, за счёт приехавшей из-за границы рабочей силы. Как водится название от легендарного патриарха и также, как водится, сами себя так не называют, а предпочитают «беязи» или «беяды» Не буду вдаваться в теологические отличия от шиизма или суннизма- они незначительны. Главная причина в том, что ибадиты не признавали над собой ни власть суннитских халифов, ни шиитских имамов алидов. Потомков Магомета считают просто равными остальному арабскому дворянству. Секрет в самом Омане. «Оманский султанат»- как бы он там не назывался, был очень своеобразным государственным образован
Оглавление

В данной статье будут рассмотрены несколько течений, не ультра шиизм, но также не попадающие под каноны фундаментального суннизма и учения шиитов-двунадесятников.

Ибадиты

Ибадиты- государственная религия Омана, так сказать неприсоединенцы. Считается, что адепты этого течения составляют подавляющее большинство жителей данной страны, но это не так, сегодня суннитов (до 45% населения страны) стало с ибадитами примерно наравне, за счёт приехавшей из-за границы рабочей силы.

Как водится название от легендарного патриарха и также, как водится, сами себя так не называют, а предпочитают «беязи» или «беяды»

Не буду вдаваться в теологические отличия от шиизма или суннизма- они незначительны. Главная причина в том, что ибадиты не признавали над собой ни власть суннитских халифов, ни шиитских имамов алидов. Потомков Магомета считают просто равными остальному арабскому дворянству.

Секрет в самом Омане. «Оманский султанат»- как бы он там не назывался, был очень своеобразным государственным образованием, это была морская региональная держава, при том что весь их флот был по сути имуществом европейских торговых компаний в лизинге. А европейских партнёров инвесторов никакое признание филиалом сухопутных местных правителей, не важно халифа или имама не устраивало. Многие историки задаются вопросом: причины крушения «Оманской империи», доминировавшей в Индийском океане до середины XIXв., и уже ничего из себя не представлявшей в конце того же столетия? Ответ прост- открытие Суэцкого канала и развитие европейского судостроительства. Ост-индские компании смогли самостоятельно хозяйничать в Индийском океане и база подскока в Омане им стала не нужна.

Где же ещё, кроме Омана, мы можем повстречать общины ибадитов? В Алжире, Тунисе (на острове Джерба, что в переводе еврейский) и Ливии, то есть странах с богатыми морскими традициями. Стоит отметить, что ибадизм с странах Магриба не тождественен традициям Омана.

Зейдиты

https://moirno.com/zejdity/
https://moirno.com/zejdity/

Течение умеренных шиитов, численностью до 7 миллионов, проживающих преимущественно в Йемене. Да здесь собственно та же картина, что и с их соседями ибадитами: да уммой должен управлять имам, но имамом может стать любой алид. И в разных общинах (странах) могут быть свои имамы.

Зейидам чужды идеи «скрытого имама» и антропоморфизма.

Как водится название от легендарного патриарха, считается, что они признали имамом Зейда ибн Али, (правнука Али, в системе координат имамитов непорочным имамом признан не был) поднявшего восстание против Омейядов на восстановление праведного имамата. После поражения его тело было распято на кресте (отсылка сами знает к кому), а голова отрублена и отправлена в Дамаск к халифу (отсылка к имаму Хусейну).

Кайсаниты

«на заре» ислама существовало течение кайсанитов, признававших имамом сына Али Мухаммада ибн аль-Ханафия, рождённого не от Фатимы, а следовательно не потомка Мухаммеда. То есть уммой должен управлять потомок не Мухаммеда, но потомок Али. Кайсанитов не причисляли к ультра шиитам, так как они не обожествляли ни имама Али, ни его потомков. Верили в реинкарнацию. Движение считается давно сошедшим со сцены, но для давно затерявшегося во времени о к нему очень много внимания.