В сюжете фильма доносится, что родительство – это ответственная вещь. Задаются модели поведения не только родителям, но и детям, ведь фильм семейный с возрастным рейтингом «6+». Но это не только про «родитель-ребенок», так как также задает образы поведения для отношений между людьми в целом.
Прием пропаганды «Реакции»
Люди берут из фильмов пример точно также, как и из реальности, поэтому одним из основных инструментов пропаганды являются «реакции». Посмотрим, как и на что реагировали персонажи.
В этой сцене к взрослому обращаются «мальчик мой», это ассоциативно формирует модель «родитель-ребенок»: https://vk.com/video195454301_456243412
Антон честно признался, что совершил серьезный проступок. Так задается модель поведения «говорить правду». При этом Бело не устроил психический прессинг, даже косого взгляда не было. Иначе бы сцена наоборот формировала модель поведения не говорить правду.
Аналогичная реакция была, когда Бело подумал, что Антон струсил, но он убежал по другой причине: https://vk.com/video195454301_456243438
Тут также не было типичных для фильмов реакций, вроде нервного срыва или негативно-агрессивных эмоций, направленных к человеку. Бело продемонстрировал сожаление, не более.
Смысл в том, что если брать за «систему отсчета» Бело, то вина на нем, а не на Антоне. Ведь именно он виноват в том, что Антон что-то неправильно понял и повел себя не так, как ожидалось. Поэтому нужно работать над собой, чтобы людям показывать пример, а не «наказывать» их за то, что они не соответствуют ожиданиям и представлениям. К тому же, через насилие не происходит воспитание человека, и никто не имеет права применять психическое или физическое насилие к кому-либо.
Прием «Схожие схемы»
Один из приемов пропаганды, когда не показывают ситуацию напрямую, а задают модель поведения через схему с похожими элементами.
Например, ребенок по имени Фан попала под волну от «волноеда». Так показали модель поведения родителям разговаривать с детьми, а детям не закрываться: https://vk.com/video195454301_456243292
Подобная модель поведения прорабатывает ситуацию, когда ребенок обиделся или имеет проблемы, но говорить о них не хочет. Аллюзия на общение родителей и детей передается не только возрастом персонажей, но и фразой Пеле «малыш, ты как?». Поза ребенка закрытая, интонации и голос также соответствуют подобной ситуации. «Все в порядке» с Фан стало лишь после фразы «Фан, говори со мной», сказанной с интонацией просьбы, а не давления.
Этот прием использует что-то вроде аллюзий, но схожесть схем должно уловить не сознание, а бессознательное. Вот еще пример, Антон (взрослый) разговаривает с Фан (ребенком): https://vk.com/video195454301_456243293
Похоже, не просто разговор, ведь ситуация похожа на возвращение отца в семью. Как будто разговор с ребенком перед сном, даже шепотом говорят. Возможно, так хотели заложить в бессознательное мысли «возвращаться в семью». Фильм семейный, а одна из проблем – это распад семей.
Далее показывают, что взрослый уходит, а ребенок этого не хочет: https://vk.com/video195454301_456243420
Сначала показали, что возвращение в семью – это хорошо, а потом, что уход из семьи – это плохо. Причем по сюжету это не сильно логично, ведь Антон идет спасать вселенную, а Фан его задерживает.
Аллюзии на родительство Бело и Черно
По сюжету антагонистом (злом) в фильме выступает Черно, который хочет уничтожить все живое. Но выясняется, что Бело (вроде как добро) не только создал Черно, но и был причиной его озлобления: https://vk.com/video195454301_456243290
Аллюзии на родительство можно увидеть по формулировкам Бело: «я его создал по своему подобию» и «я молодой ученый, оказался не готов к такому отцовству».
Из происходящего в фильме можно сделать вывод, что инопланетный ученый Бело не уделял внимания своему «ребенку», которого создал, как помощника в работе. Он все время был занят наукой, а в Черно видел лишь функцию: «я не учел, что у него есть чувства». Чтобы привлечь внимание своего создателя Черно стал изобретать, но в «злом» направлении. По сути Бело сам создал проблему, но вместо того, чтобы словами решить конфликтную ситуацию с Черно, пошел насильственным путем – закрыл ему доступ в лабораторию. Черно сбежал и теперь хочет уничтожить все живое несовершенное. Какие тут аллюзии на реальность, думаю, расписывать не нужно.
Привлек внимание тонкий момент, не подающийся в фильме явно. Бело мог неоднократно поговорить с Черно, но что-то мешало ему это сделать, поэтому и разразилась вселенская война. Например, этой сцене Бело вместо попытки поговорить опять начал «я создал тебя не для этого...», также намекают слова Черно в конце диалога: «20-ть лет я ждал это встречи, и думал, что мы поболтаем подольше»: https://vk.com/video195454301_456243610
Следующая сцена казалось бы проходная и не нужная. Валая, дочь Черно, хотела с ним поговорить, но тот отмахнулся, так как был занят «работой»: https://vk.com/video195454301_456243291
Похоже, она хотела поговорить о том, что неплохо бы не уничтожать все живое, но ему было не до этого. В итоге Валая помогла другой стороне, привело к смерти Черно. Также через прием «реакции» (выражение лица Валаи) формируется негативное отношение к такому поведению.
Остальные статьи по фильму (для понимания контекста):