1 подписчик

Вложения России "в танкеры" - почему Запад восторженно отзывается об этой "спецоперации".

Вот уже несколько раз мне попадались статьи с наших новостных лент об "удачном" тайном(!) приобретении Москвой большого количества танкеров, к итак, уже имеющемуся, «теневому» флоту для перевозки нефти и нефтепродуктов. Якобы свой собственный танкерный флот даст возможность Москве «экономить» на дорогостоящем фрахте и способствует обойти санкции – в частности оговариваемый еще с начала СВО потолок цен на поставки нефти морским транспортом.

Французская Gardian провело исследование о «мерцающих танкерах» - так называют суда временно отключающие транспондеры и выходящие из обычного контроля трекеров объединенных судовых служб. Число таких танкеров согласно TankerTrackers.com увеличилось в 2022 году почти вдвое. Gardian и другие СМИ считают, что эти танкеры во время «отключки» трекеров производят заправку и/или смешение нефти с аффилированных Москве танкеров, производящих реализацию нефти и н/продуктов по «иранской схеме». Поэтому на рынке появляются значительные объемы нефти от трейдеров, у которых нет «официальных» источников, а также появилось множество отказов в приемке нефти по «рыночным» ценам у целого ряда индийских и китайских нефтеперерабатывающих заводов – перешедших на «серые схемы» с российской нефтью.

Вот уже несколько раз мне попадались статьи с наших новостных лент об "удачном" тайном(!

Так, по данным крупнейшего агентства судовых брокеров SSY, в период с августа по декабрь 2022г на рынке танкерных грузоперевозок был отмечен резкий срочный интерес к приобретению нефте наливных танкеров «любого объема» со стороны, ранее неизвестных фирм. А так как все танкеры выпускаются «под заказ» за 3-5 лет, то абсолютное большинство приобретений – это танкеры с уже предельным или истекшим сроком использования с возрастами близкими к критическим (15 лет) и идущим под списание. Агентство перевозок Braemar считает, что несмотря на отсутствие российского происхождения у покупателей (а большинство покупателей зарегистрированы в Арабских Эмиратах) речь идет о связанных с Россией операторах, которые приобрели до 29 супертанкеров (известны как VLCC), каждый из которых способен перевозить более 2 млн барр. нефти. По данным агентства также был куплен 31 танкер размером Suezmax (каждый способен перевозить около 1 млн барр.) и 49 танкеров Aframax (около 700 тыс. барр.), всего — 109 кораблей. Все они запросили права ходить под флагами английского самоуправляемого государства Бермудские острова. Кроме того, утверждается, неизвестными были закуплены б/у или заказаны 52 комплекта оборудования для перевалки нефти с танкера на танкер. Общая сумма вложений оценивается от 10 до 13 миллиардов $. Всего же по оценке председателя ВТБ Костина «Москве понадобиться до 1,4 триллиона рублей (более 20 млрд. $) для формирования флота способного заменить трубопроводные поставки нефти в Европу».

Компаниям в ЕС, Великобритании, США, Канаде и Японии, а также в Австралии запрещено с 5 декабря 22 годя приобретать нефть (а нефтепродукты с 23 февраля 23 года) из России, а также предоставлять услуги, позволяющие осуществлять морские перевозки, такие как страхование, в случаях нарушения введенного потолка цен в 60$ за баррель. А если учесть, что этими странами контролируется (через страхование, логистику, услуг фрахта, связи, регистрации и прохода через контрольные морские узлы) до 90% всех морских перевозок, то у Москвы не было другого пути, чем формировать свой «независимый флот». Но насколько является для Запада выгодным введение потолка цен для нефти из России перевозимой морским путем?

Конечно, здесь стоит отметить, что введение Западом потолка цен только на «морскую» нефть отнюдь не случайно…. После значительного сокращения, поставляемая Россией по нефте проводу «Дружба» нефть, имеет стоимость кратно меньше потолка «морской» нефти и ее поставки связаны на 70% с многолетними кредитными договорами. Фактически Россия поставляет эту нефть по себестоимости, отрабатывая кредиты. Кроме того, на трубопроводную нефть из России ориентированы крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в областях ЕС без прямого выхода к портам и терминалам приема нефтетанкеров. Переориентация которых на иные поставки крайне дорогостоящая и повышение стоимости нефтепродуктов которых нежелательно для Европы.

Россия никогда не ориентировалась на морские перевозки нефти, так как они гораздо менее выгодные по сравнению с трубопроводным способом. У России ограничены мощности по строительству современных судов и надобность в которых до спецоперации была минимальна. Самые большие поставки нефти морским транспортом ранее на 80% состоящим из зафрахтованных танкеров были в 2018 году. Тогда Россия поставила чуть больше 120 млн баррелей нефти. Это не более 15% всех поставок нефти за рубеж. С 2019 по 2021 года Россия сокращала морские поставки из-за роста фрахта и ремонта ограниченного количества имеющихся в России морских терминалов и портовой инфраструктуры еще советской эпохи. Собственно, в эти годы, во всем мире шло сокращение поставок из-за ковидных ограничений. А специфика морских перевозок такая, что при сокращении поставок – фрахт нефтетанкеров растет. Так как их начинают использовать как нефтехранилища.

Вообще, мировые объемы морских перевозок нефти каждый год падают. Здесь и сокращение потребления и введение множества «зеленых» норм препятствующих заходу в порты старых нефтетанкеров. В 2020 году было списано 185 танкеров. В 2021 – 209 судов.

В 2022 году практически все списанные танкеры скупили

По данным оценочной компании VesselsValue, цена на 20-летние Aframaxes подскочила на 86% с 11,8 млн долларов на 1 января до 22 млн долларов.

По данным VesselsValue, в этом году было зарегистрировано 148 продаж Aframax, что на 5% больше, чем за тот же период 2021 года.

Исследование судового брокера Clarksons показало, что за первые 11 месяцев 2022 года было продано больше танкеров, чем за любой предыдущий год, а продажи в октябре установили новый месячный рекорд — 76. В последние месяцы 22 года списанные под разбор танкеры были проданы греческими и норвежскими владельцами по рекордным ценам ранее неизвестным на рынке покупателям из Ближнего Востока.

В интервью каналу NewsWEEK владелец женевской компании по управлению танкерами Fractal Shipping Матье Филипп заявил, что лично просил председателя комиссии ЕС не «включать потолок цен на морскую нефть» пока русские не скупят весь списанный нефтетанкерный флот Европы… Он заявил, что если бы ЕС сразу ввела этот потолок после начала СВО, русские бы, обнаружив, что весь мир отказался перевозить или принимать их нефть – вынуждены бы были сократить поставки нефти, что неизбежно бы привело к нежелательному повышению котировок. При которых продолжая продавать меньше нефти, но за большую стоимость русские бы выиграли. А при отложении принятия этой меры – ему удалось убедить продажных компаньонов русских о возможности переориентации на морские перевозки «дружеским странам» трубопроводных поставок, без значительного сокращения добычи нефти. Филипп пояснил, что он владел 32мя единицами 15-20 летних нефтетанкеров и не знал как избавиться от этого насквозь ржавого флота. Который каждый день приносил все увеличивающиеся убытки. А теперь он получил за них прибыль – большую чем, они приносили за все годы их эксплуатации. В ряде случаев его компания выступала посредником при продаже предпринимателям в Дубае. Это огромная финансовая победа всего ЕС – пояснил Филипп. На вопрос: Как будут использовать эти суда Русские? Он ответил: По данным отслеживания судов Refinitiv Eikon, большинство из них перевозит российскую нефть из портов Новороссийска (Краснодарский край, Черное море), Приморска и Усть-Луги (Ленинградская область, Балтийское море) в Азию. Что важно – русские сохранили и расширили экипажи этих танкеров, а это еще одна дорогостоящая статья которую взвалили на русских.

В целом, пояснил Филипп, навязав России «ржавый» танкерный флот, ЕС достиг цели о сокращении доходов русских и не допущении cокращения объемов поставок нефти полностью удался. Кроме этого, ЕС после введения потолка стоимости морских перевозок нефти, не только удалось сместить эти поставки в «серый» и «черный» рынок, значительно увеличив операционные издержки (доходы перевалочных портов Китая и Турции) и репутационные риски России, но и, фактически, взять под свой контроль нефтересурсы из России. Так как страны G7 «имеют неограниченное влияние на любое морское перемещение в Атлантике».

Далее, скорее всего, ЕС будет увеличивать потолок цен, так как издержки морских перевозок у русских геометрически растут и здесь, важно, чтобы русские еще долго находились на «танкерной игле».