Найти тему
Анатолий Герасимов

Берлинский кинофестиваль — фильмы-победители, заслуживающие вашего внимания

Традиционно в феврале проводится Берлинале. Это один из главных кинофестивалей планеты, наряду с Венецианским и Каннским. Берлинале считается самым политическим фестивалем, его отличие от других заключается в ориентированности на географическое разнообразие фильмов-конкурсантов и на более артхаусный (особенно в последние годы) кинематограф с социальным подтекстом.

За все время существования смотра, тут побеждали фильмы из США, СССР, Франции, Ирана, Китая, Бразилии, Тайваня, Румынии и множества других стран. Среди победителей имеются картины на любой вкус и цвет. Для ознакомления расскажу о пяти моих любимых кинокартинах, выигравших Золотого медведя (главный приз фестиваля). Эти фильмы действительно заслуживают вашего внимания.

Альфавиль (1965 год). Реж. Жан-Люк Годар (Франция).

Минималистичная антиутопия о детективе, прибывшем в тоталитарный город-планету, для того чтобы вернуть на Землю создателя Альфавиля. Потрясающая смесь нуара с научной фантастикой, держащая в напряжении за счёт авторского киноязыка, гнетущей футуристичной атмосферы и едких диалогов.

Жан-Люк Годар получил за "Альфавиль" своего единственного Золотого медведя, помимо этого у него имеется еще семь наград Берлинале, в том числе за лучшую режиссуру (На последнем дыхании).

Тема (1979 год). Реж. Глеб Панфилов (СССР).

Известный московский писатель направляется в российскую глубинку в поисках вдохновения. Предельно честное кино, показывающее, как советская система не давала раскрыться талантливым авторам из провинций.

Кино предсказуемо легло на полку сразу после съёмок из-за "антисоветскости", поэтому "Тема" была впервые показана в 1987 году в Берлине, где и выиграла главный приз фестиваля.

Магнолия (1999 год). Реж. Пол Томас Андерсон (США).

Удивительное переплетение судеб и случайностей в долине Сан-Фернандо. Масштабное исследование человеческих пороков в трёхчасовом постмодернистском шедевре одного из лучших американских авторов современности.

Помимо Золотого медведя "Магнолия" получила приз газеты Berliner Morgenpost на том же Берлинском фестивале.

О теле и душе (2017 год). Реж. Ильдико Эньеди (Венгрия).

Чувственная история о двух одиноких работниках скотобойни — Эндре и Марии. По ходу повествования они сближаются, когда узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Это невероятно завораживающее кино о связи духовного и физического.

Картина Эньеди поразила всех на 67-ом Берлинском кинофестивале, помимо главного приза она получила еще две награды конкурсной программы, включаю приз ФИПРЕССИ (международная федерация кинопрессы).

Безумное кино для взрослых (2021 год). Реж. Раду Жуде (Румыния).

Довольно радикальное кино на животрепещущую тему. По сюжету школьная учительница Эми находится под угрозой увольнения после попадания в сеть её интимного видео. Поистине бескомпромиссный фильм, вызвавший настоящий резонанс в обществе.

Несмотря на то, что большая часть победителей Берлинале успешно выходит в российский прокат, фильму Жуде поначалу было отказано в выдаче прокатного удостоверения из-за "порнографического содержания". Картина вышла в наш прокат только после принудительного цензурирования.