В казахстанском прокате идёт номинированный на девять «Оскаров» фильм «Банши Инишерина» – трагикомедия Мартина Макдоны, автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трёх билбордов на границе Эббинга, Миссури». История о том, как поссорились два закадычных друга на вымышленном ирландском острове Инишерин, была впервые показана на Венецианском фестивале. Ожидается, что на грядущем через месяц «Оскаре» картина заберёт, как минимум, приз за лучший сценарий. О том, как бытовая история разрастается до мифологических масштабов – в рецензии Петра Вихрова.
1923 год, идёт ирландская гражданская война, и эхо пушечных выстрелов доносится до островка Инишерин. Очень скоро раздор придёт и сюда, правда, в удивительном и поначалу даже нелепом виде: скрипач Колм (Брендан Глисон) внезапно решает разорвать дружбу со своим старым приятелем и собутыльником Падрайком (Колин Фаррелл). Простота хуже воровства, и недалёкий Падрайк, по мнению Колма, своей пустой болтовнёй отнимает у него время, которое можно было бы потратить на написание вечной музыки. Отверженный и огорошенный Падрайк пытается понять, в чём же дело, но ответа не находит – то ли Колм просто впал в депрессию, то ли катастрофа под боком изменила его мировоззрение, то ли бес попутал, точнее – местная старуха с трубкой, предсказывающая смерть, та самая банши. Ясно одно – Инишерин и его обитатели уже не будут прежними.
«Банши Инишерина» – четвёртый полнометражный фильм Макдоны, возвращающий к его творческим корням автора-драматурга. Это своеобразное завершение начатой его сценическими постановками трилогии об Аранских островах (в кинематографе они когда-то были прославлены великим документалистом Робертом Флаэрти в картине «Человек из Арана»), и сам сюжет легко представить в театральных декорациях. Ограниченное пространство острова и местного паба, жёсткая драматургия, построенная на нарастающем конфликте Колма и Падрайка, мизансцены, то сводящие, то разводящие героев. Правда, есть и чисто кинематографическое решение, разрушающее «театр на плёнке», – дважды Падрайк наставляет на бывшего друга подзорную трубу, словно пытаясь сделать его снова ближе, и кадр принимает форму окуляра.
Читайте также
Главные фильмы февраля: фестиваль оригинальных идей Made in KZ
Все детали отчётливо символичны, начиная заданным контекстом гражданской войны и заканчивая полузаколдованным островом, любимым пространством психологических баталий со времён Ингмара Бергмана. Показательно, что оттуда удаётся вырваться на большую землю только сестре Падрайка Шивон (Керри Кондон), оставившей мужчин на этой «скучной» земле. Как бергмановские героини, она сообразительнее и терпеливее остальных.