Найти тему
Сравни

Рассказываем, как работодатели пытаются тихо выдавить сотрудников из компании и что с этим делать

Оглавление

Иногда работодатели не хотят напрямую увольнять работников, например чтобы не платить прописанное в договоре выходное пособие или чтобы не иметь проблем из-за увольнения льготных категорий граждан. В этом случае работодатели используют «тихое увольнение» — создают такие условия, при которых работник увольняется сам. Расскажем, как именно работодатель это делает и как с этим бороться.

В конце расскажем, в каких случаях можно подавать в суд на работодателя.

Тихое увольнение — что это и как выглядит

Как мы уже говорили, тихое увольнение — это когда работодатель не увольняет вас напрямую, но создаёт такие условия, в которых вы сами захотите уволиться. Что для этого могут делать:

  • Не повышать вам зарплату. Как ни стараетесь — а вам отказывают в повышении зарплаты, мотивируя абстрактным «нет денег» или ещё как-нибудь.
  • Настраивать против вас других сотрудников. Если где-то в бизнесе произошло что-то плохое — вас всегда делают крайним, причём публично.
  • Избегать вас. Директор или другой руководитель постоянно отмахивается от встреч с вами, придумывая нелепые поводы или просто игнорируя вас.
  • Не давать продвигаться по службе. Вы пять лет работаете в отделе и разбираетесь во всех тонкостях, а повышение до заместителя начальника отдела получает ленивец в человеческой шкуре, проработавший год? Вас выдавливают.
  • Не давать вам премию. Или обкладывать вас штрафами по мелким поводам. Это — обратная форма итальянской забастовки.
  • Не звать вас на мероприятия. Сюда входят как публичные мероприятия компании, так и корпоративы. Работодатель не хочет, чтобы вы играли какую-либо роль в социуме.
  • Заваливать вас рутинной работой. В любом развивающемся бизнесе есть работа рутинная и работа нестандартная (новые филиалы и проекты). Если вам достаётся только рутина — возможно, вас пытаются выдавить.

Обычно работодатель использует сразу несколько методов: не повышает зарплату и заваливает рутиной; избегает вас и не зовёт на мероприятия.

Преднамеренное и непреднамеренное тихое увольнение

Нужно различать преднамеренное и непреднамеренное тихое увольнение. Преднамеренное — это когда работодатель делает всё это специально, чтобы вы в итоге уволились. Непреднамеренное — это когда ваш работодатель некомпетентен, поэтому делает глупости. Непреднамеренное тихое увольнение встречается намного чаще, потому что глупые руководители тоже встречаются чаще.

-2

Как с ним бороться

Первое, что вам нужно понять: тихое увольнение проводится методами дискриминации, а дискриминация — повод для судебного иска. Проблема здесь — в доказательствах, их будет сложно собрать. Поэтому вам придётся решить: увольняться или бороться.

Уволиться — не самый плохой вариант, поскольку увольнение откроет перед вами новые перспективы: другой проект, другую зарплату, другие обязанности. Если вам долгое время не повышали оклад — скорее всего, на новом месте вы сможете получать больше денег.

Если же вы решили бороться, то вам нужно завести табличку, в которую вы будете заносить информацию о продуктивности на работе. Со временем в таблице начнут отражаться факты дискриминации: увеличилось количество обязанностей, но не повысилась зарплата; вас систематически не зовут на мероприятия и так далее.

Под эти факты нужно будет собрать доказательную базу. С ней идти на разговор к руководителю. Если имеет место непреднамеренное тихое увольнение — до руководителя дойдёт, что он сделал что-то не так, и можно будет обсуждать с ним пути решения проблем. Если же он делает это преднамеренно — вы ничего не добьётесь, и нужно будет искать юриста, с помощью которого вы подадите в суд. Дело будет сложным, но в случае победы вы сможете отсудить немного денег: прибавки к зарплате, которые вам полагались, моральный ущерб и компенсацию за услуги психолога.

А вас пытались выдавить с работы «по-тихому»? Как вы с этим боролись?