Гостиный двор еще одна визитная карточка города на Неве.
После того, как сгорел Мытный двор, на освободившемся месте решено было строить Гостиный двор. Растрелли предложил шикарный проект, полностью в своем стиле. С колоннами во всю высоту, аркадами и скульптурными украшениями, с открытыми галереями и трехъярусной часовой башней. Жаль только, что купцы, на чьи плечи и кошельки взвалили материальную ответственность, отказались оплачивать слишком дорогой проект. Так же, как до него отклонили и проект Ринальди. Архитектор Валлен-Деламот разработал новый вариант, на основе проекта Растрелли, сильно упростив его и заодно удешевив.
Начавшаяся в 1761 году стройка завершилась только в 1785. И не удивительно, только вдоль Невского проспекта здание тянулось на 230 метров, а общий периметр составляет около километра.
В Большом Гостином дворе разрешалось продавать все, кроме продуктов питания.
В 1840-х годах Гостиный двор стал одним из первых зданий, где было проведено газовое освещение
В 1886-1887 гг линию вдоль Невской першпективы несколько облагородили. По проекту Бенуа его декорировали. Профиль торговли стал преимущественно галантерейно-мануфактурным, свои магазины открыли здесь крупнейшие текстильные предприятия.
В годы НЭПа тут на ряду с частной торговлей появились и государственные лавки.
Во времена Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено, еще в военные годы стали проводить конкурс на восстановление. Когда реставрация закончилась, он больше походил на первоначальный проект Валлен-Деламота.
Но прекрасно не только само здание, но и внутренний ее дворик.
Тут находится и фонтан, и открытые кафе, уголок для фотосессий, академия музыки и даже храм. При храме работает музей Истории купечества Санкт-Петербурга и России. Симпатичное АРТ-пространство, отделенное от шумного Невского и не менее оживленной Садовой.