Здравствуйте друзья! Гибель английской экспедиции Джона Франклина, пожалуй, самая мрачная страница в истории освоения Северного Ледовитого океана. Только по прошествии многих десятилетий исследователи смогли реконструировать истинные масштабы драмы, разыгравшейся среди полярных льдов.
Подробнее об этом трагическом событии и невероятных открытиях ученых читайте в нашем сегодняшнем выпуске. В середине XIX века британское правительство поставило перед собой амбициозную задачу доказать существование Северо-Западного пути, открыв тем самым возможность успешного плавания из Атлантики в Тихий океан вдоль побережья Америки. В 1845 году офицер Его Величества сэр Джон Франклин решил исследовать последний неиспользованный участок протяженностью менее 100 километров.
Опытный мореплаватель, участник и руководитель многих успешных экспедиций, Франклин основательно подготовился к своему последнему плаванию. Парусные корабли «Эребус» и «Террор» были оснащены паровыми двигателями. Запас продуктов питания рассчитывался из изюма, орехов, консервов и вяленого мяса на 3 года.
Экипаж команды тщательно подобран. Как отмечала в те времена пресса, экспедиция Франклина стала самой дорогостоящей и подготовленной в истории освоения Арктики. 9 мая 1845 г. в составе 129 человек экспедиция вышла в море, и с тех пор ни от кого из экипажа сведений не поступало.
И только в конце 1847 года судьбу Франклина и команды всерьез обеспокоили в лондонском адмиралтействе. В следующем году для осуществления спасения были отправлены три экспедиции. А всего к 56 году в районе предполагаемой катастрофы их побывало 39 человек.
Как стало известно из немногочисленных сохранившихся письменных источников, оба корабля вмерзли во льды в сентябре 1846 года. Надеясь вырваться из ледяного плена во время летнего потепления, команда провела на борту почти полтора года. В июне 1847 года Джон Франклин погиб на борту «Эребуса».
Его тело до сих пор не найдено. В апреле следующего года 105 выживших членов экипажа решили покинуть судно в попытке добраться до суши, которая находится в двух тысячах километров от места аварии. Но никто не выжил.
Уильям Пенни обнаружил первые следы экспедиции и три могилы на восточной стороне острова Бичи в марте 1850 года. Казалось странным, что даты гибели совпали со временем первой зимовки экипажа на льдине, когда экипаж был еще на кораблях и не имел проблем с провизией. В 1980 году группа канадских судмедэкспертов получила разрешение на эксгумацию трех тел и отправилась на остров Бичи для расследования захоронения.
Тела, находившиеся в вечной мерзлоте более 130 лет, прекрасно сохранились. Дальнейшее изучение останков под руководством доцента антропологии Оуэна Битти привело к поразительному выводу: концентрация свинца в костях и волосах была в десятки раз выше нормы. Это и стало основной причиной трагического завершения всей экспедиции, предположил ученый.
В доказательство своей истории он показал найденные на стоянке фрагменты металлических банок, запаянных свинцовым припоем. Загруженные на склады в больших количествах, консервы стали бомбой замедленного действия, унесшей жизни 129 смельчаков. И скорее всего, по словам Битти, если бы не отравленное несчастным свинцом мясо, команда смогла бы встретить одну из спасательных экспедиций.
Так вот, по жестокой иронии судьбы, коллектив, вобравший в себя самые передовые достижения века, пал жертвой одной из таких технологий: консервирования продукта консервированием. Это такая грустная история, ребята. Как видите, новое не всегда хорошо.
И что ты думаешь? Друзья? Напишите в комментариях.
А чтобы как можно чаще узнавать новые истории, подписывайтесь на канал. Увидимся!
Когда ученые разморозили это тело, им открылась невероятная 100 летняя морская тайна
16 февраля 202316 фев 2023
3
3 мин